Стильный юрист
Назад

Что делать после ДТП виновнику аварии и пострадавшему

Опубликовано: 24.05.2020
Время на чтение: 13 мин
0
8

Порядок действий при аварии у виновника и пострадавшего

Практически в любом ДТП есть виновник и пострадавший. Кто-то из них не проявил должной внимательности и совершил непросительную ошибку, повлёкшую значительный материальный ущерб и травмы. Что делать, когда это случилось с именно с вами?

Что делать после ДТП, если ты виноват или не виноват?

Каждый водитель должен знать этот алгоритм действий:

  • остановить машину;
  • включить «аварийку»;
  • поставить знак об аварийной остановке;
  • если от авто отлетели какие-либо части, то трогать их нельзя;
  • если есть потерпевшие, то нужно уточнить, сколько их, вызвать полицию, неотложку и оказать пострадавшим первую помощь силами своей аптечки.

Если позволяет собственное самочувствие, после этого нужно зафиксировать повреждения и положение автомобилей-участников ДТП при помощи фотосъёмки или видео. Фото лучше всего делать издалека и вблизи, чтобы были видны все повреждения.

Что делать после ДТП виновнику аварии и пострадавшему

Далее требуется оформить извещения о ДТП, а затем собрать подписи всех его участников. Обычно сотрудник ДПС выполняет такую задачу. Он же выносит решение по аварии на месте, затем с ним ознакамливаются все участники. Если виновный водитель не согласен с этим решением, то его можно оспорить, но не позднее чем 10 дней со дня совершения ДТП.

Последний этап будет — проверка всех составленных на месте документов, так как инспектор может ошибиться. Необходимо самому внимательно ознакомиться со , протоколом и постановлением об административном правонарушении.

Стороны не должны забывать поставить в известность о произошедшем свои страховые компании и получить их инструкции.

Что делать после ДТП если ты не виноват?

По ОСАГО все изначальные действия будут такими же, но затем будет необходимо продолжить выяснение обстоятельств дела со своей страховой:

  1. Связаться со страховой компанией виновного в аварии и сообщить о случившемся.
  2. Написать заявление страховой компании, где будут указаны все повреждения на автомобиле. Если машина пострадала серьёзно, то для описания лучше всего пригласить автоэксперта.
  3. Сделать дополнительные экземпляры документов.

На этом место ДТП можно покидать. В дальнейшем будет необходимо лишь дождаться выплаты страховки. Обычно всю сумму перечисляют в течение 20 дней. Если этот срок будет больше, то сумма увеличивается каждый день за счёт пени.

В некоторых авариях виновный водитель покидает место ДТП. Обычно это происходит с целью избежать наказание. Устраивать погоню в таких случаях чаще всего бесполезно. Что же лучше всего сделать?

  1. Невиновная сторона в любом случае должна зафиксировать ДТП.
  2. Также нужно произвести фотофиксацию и видеосъёмку. Если этого не сделать, то наказание за оставление места ДТП будет предусмотрено для обоих участников аварии, независимо от того, кто виноват.
  3. Если в автомобиле имеется видеорегистратор, то немедленно нужно пересмотреть имеющийся ролик и скопировать его на какой-либо носитель.
  4. Также нужно искать свидетелей ДТП. Если оно произошло в городе на оживлённом участке дорог, то свидетели точно найдутся.

Если виновник ДТП будет найден и его вина будет доказана, то его привлекут к административной ответственности, а его страховщика обяжут выплатить сумму для ремонта машины потерпевшей стороны.

Что фиксируют сотрудники ГИБДД при оформлении дорожно-транспортного происшествия?

Начиная с 1 июля 2015 года, лица, чьи здоровье и имущество претерпели незначительные изменения вследствие ДТП, обязаны:

  • самостоятельно изложить суть случившегося на бумаге;
  • определить виновника аварии, договориться о возмещении ущерба (Постановление Правительства РФ № 907 от 6.09.2014 г. «О внесении изменений в ПДД).

При небольшом ДТП автоинспектор вправе отказаться от выезда на место аварии (п. 2.61 ПДД). Вызов его целесообразным считается только в том случае, если водители не могут самостоятельно решить вопрос с определением виновника аварии.

Спешить с вызовом автоинспекторов в любом случае не стоит.  Прежде чем пойти на этот шаг необходимо убедиться в том, что:

  • на расстоянии 15 (30) метров от пострадавших авто установлен знак аварийной остановки;
  • с водителем второго авто договориться по-хорошему точно не получается.

Присутствие на месте аварии сотрудников ГИБДД не гарантирует, что ими будет произведено самостоятельное заполнение европротокола. Автоинспектор вправе настоять на том, чтобы данный документ был заполнен самим водителем.

Потерпевший

Совместно с виновником аварии потерпевшая сторона заполняет лицевую сторону извещения о ДТП, оборотная сторона заполняется самостоятельно.

При этом водитель:

  • описывает обстоятельства ДТП, указывая на степень вины второго водителя и отмечая собственную невиновность;
  • отмечает, кто именно управлял машиной во время ДТП (собственник, или человек, имеющий доверенность);
  • указывает, сколько транспортных средств участвовало в аварии;
  • отмечает, было ли повреждено имущество, не являющееся частью транспортного средства (столб, остановка, мусорный бак);
  • описывает повреждение, указывает на то, может ли его автомобиль передвигаться своим ходом.

Как только бланк будет заполнен, водитель подписывает его и может покинуть место происшествия, отправившись в страховую компанию, или отделение ГИБДД для дальнейшего разъяснения обстоятельств случившегося.

Выплаты по ОСАГО пострадавшему в 2020 году осуществляются после завершения всех бюрократических процедур и установления виновника аварии.

Если пострадавшая сторона требует возмещения ущерба непосредственно на месте происшествия, виновник аварии вправе ей отказать и вызвать сотрудников автоинспекции. Все действия, касающиеся материальной стороны вопроса, совершаются черед страховую компанию или в судебном порядке.

Требования к виновнику после составления европротокола может предъявлять лишь сотрудник автоинспекции.

Пострадавшие в результате ДТП прохожие не получают на руки никаких документов, могущих подтвердить их причастность к случившемуся, потому они должны настаивать на вызове автоинспекторов.

Если виновный водитель отказывается от вызова автоинспекторов и предлагает возместить полученный ущерб непосредственно на месте аварии, сбитому пешеходу соглашаться не следует.

Что делать после ДТП виновнику аварии и пострадавшему

Сотрудники, прибывшие на место аварии, обязаны составить схему дорожно-транспортного происшествия, под которой подписываются водители автомобилей. Если один из водителей ранен и не в состоянии адекватно воспринимать происходящее, то схема ДТП подписывается им позже. Кроме того в протокол вносятся следующие сведения:

  • данные водителей и транспортных средств (в том числе номера ОСАГО или КАСКО каждого участника);
  • показания участников аварии и свидетелей;
  • перечень повреждений, полученных транспортом;
  • полученные травмы при наличии потерпевших.

Последние вносятся после осмотра пострадавших сотрудниками скорой помощи.

На официальном сайте ГИБДД есть памятка для водителей о том, как себя вести после дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими. Прежде всего, кто-то из участников аварии должен сохранять спокойствие. Правилами предписано, что виновный в ДТП с пострадавшими устанавливается в ходе расследования.

Однако, водитель, реально по вине которого произошла дорожная авария, обязан оказать помощь всем пострадавшим, сообщить ГИБДД о происшествии, зафиксировать положение всех относящихся к происшествию объектов. В случае если нет возможности с помощью мобильной связи вызвать сотрудников дорожно-транспортной полиции, попутных машин или свидетелей нет, допускается отправка пострадавших виновником на собственном транспорте в медицинское учреждение.

Перед тем, как покинуть место ДТП, необходимо зафиксировать с помощью фото или видеосъемки место и обстоятельства аварии, а так же выставить аварийный знак на дорожное полотно. Если во время происшествия погиб человек, место аварии покидать нельзя, требуется всеми возможными способами сообщить ГИБДД о случившемся.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:

Предлагаем ознакомиться  Авансовые платежи по НДФЛ, НДС В 2020 году

7 (499) 938-50-82

Москва;

7 (812) 425-68-16

Санкт-Петербург;

7 (800) 350-14-96

Бесплатный звонок для всей России.

В случае если во время ДТП потерпевший человек погиб, то дело из административного переходит в уголовное. При этом не имеет роли тот факт, когда именно скончался пострадавший — непосредственно во время аварии или после полученных травм в медицинском учреждении. Смертельный исход при ДТП обычно квалифицируется как убийство по неосторожности, однако регламентируется статьей 264 Уголовного кодекса.

Если виновник не был в состоянии алкогольного опьянения, то мера наказания предусматривается в виде лишения свободы сроком до пяти лет или заменяется на принудительные работы сроком до четырех лет. При этом человеку запрещается на этот период занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Право на управление транспортным средством тоже утрачивается на период, определяемый судом.

Не все автомобилисты обладают достаточным уровнем знаний для того, чтобы оформить документы о ДТП. К тому же, при аварии часто у водителей возникает стресс, и в таком состоянии они неспособны всё сделать так, как надо. Конечно, можно вызвать сотрудников ГИБДД, но обычно они добираются до места аварии очень долго. В таком случае лучше всего вызвать аварийного комиссара.

Он будет являться третьим лицом в ДТП, которое необходимо для помощи в оформлении документов и дальнейших действиях. Основное преимущество комиссара в том, что он добирается до места аварии быстро – в течение 20-30 минут после звонка.Юридическая консультация онлайн

Какие действия он сможет выполнить:

  • он составит схему ДТП,
  • зафиксирует все повреждения,
  • расположение автомобилей при помощи фотосъёмки,
  • также ему понадобятся копии документов водителей.

Далее необходимы действия со стороны участников ДТП. Они должны написать объяснительные об обстоятельствах случившегося на имя начальника территориального подразделения ГИБДД. После этого необходимо вызвать сотрудников ГИБДД или доехать до их подразделения для оформления аварии со всеми приложенными документами.

После этого пострадавшая сторона в ДТП должна обратиться к страховщику не позднее 5 дней после аварии.

Оформление Европротокола при аварии

Если произошло ДТП, то его можно оформить по Европротоколу. Его ввели в действие совсем недавно, но он уже достаточно зарекомендовал себя с положительной стороны. Но для такого варианта событий, в аварии не должно быть пострадавших, а у её участников — разногласий, в том числе и у пассажира. К тому же, причинённый технике ущерб не должен превышать 50 тысяч рублей.

Преимущество Европротокола в том, что оформить его участники аварии могут самостоятельно, не дожидаясь сотрудников ГАИ. В таком случае все нюансы разрешения конфликта обсуждаются сразу на месте.

Бланк Европротокола сейчас выдаётся каждому водителю, автомобиль которого застрахован по программе ОСАГО или КАСКО. Если документ потерялся или уже был использован, то новую форму можно взять в ближайшем офисе страховой компании. Заполняется бланк так же, как и обычный.

Особенность лишь в том, что занимается этим не сотрудник ГИБДД, а участники аварии:

  1. На лицевой стороне необходимо указать место ДТП с его координатами, а также дату и время.
  2. Далее должно быть обозначено количество повреждённых машин, а также отсутствие пострадавших лиц. Если имеются свидетели происшествия, то нужно вписать их данные для связи.
  3. Необходимо указать госномер и прочие сведения о повреждённых авто, а также данные их владельцев. При этом, повреждения нужно зафиксировать как письменно, так и при помощи фотосъёмки.
  4. Также обязательно составить схему аварии. На ней должны быть указаны дома, направление дороги и автомобили в момент столкновения, в виде прямоугольников. Обычно они помечаются как «А» и «В». Стрелками необходимо указать, в каком направлении двигалась каждая из обозначенных машин, а крестиком – место ДТП.

В целях улучшения обучения, автошколы часто дополняют курс подготовки водителей. Не так давно Министерство образования РФ добавило в программу обучения автошкол порядок оформления небольших аварий по Европротоколу.

Вообще, такой вид бланков появился в России сравнительно недавно, и значительно упростил водителям процесс оформления ДТП. Ведь часто автомобилисты попадают в мелкие аварии, где разногласий у обоих сторон не возникает, и хочется решить этот вопрос как можно быстрее. Однако из-за ожидания сотрудников ГИБДД, ускорить процесс не получается. Специально для этого и был введён Европротокол.

В некоторых автошколах такие изменения ещё не ввели, а в некоторых они действуют уже продолжительное количество времени. Самыми первыми обучились правильному заполнению Европротокола ученики приморских автошкол.

Ответственность в КОАП за ДТП с пострадавшими

Первые два вида преступлений рассматриваются в рамках уголовного судопроизводства, причинение вреда здоровью же относится к административному правонарушению. Согласно статье 12.24 Административного Кодекса РФ (КОАП), предусмотрены следующие виды наказаний:

  1. При причинении легкого вреда здоровью при ДТП (кратковременное нарушение состояния здоровья или непродолжительная потеря трудоспособности) — штраф от 2,5-5 тысяч рублей или лишение водительского удостоверения от 1 года до 1,5 лет.
  2. При причинении средней тяжести вреда здоровью при ДТП (не опасное для жизни временное нарушение состояния здоровья или временная потеря трудоспособности) — штраф от 10 до 25 тысяч рублей или лишение водительского удостоверения на срок от 1,5 до 2 лет.

Ответственными за оценку причиненного ущерба здоровью при ДТП с пострадавшими законодательством назначены представители медицинского учреждения, в которое попадают после аварии граждане.

Ответственный за дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими устанавливается в ходе расследования всех обстоятельств аварии. При этом если виновник свою вину признает, рассмотрение спора существенно ускоряется. Ответственность виновного может быть как административной, так и уголовной. Например, если в ДТП погиб человек, то законодательство квалифицируется преступление, как уголовное.

Кроме уголовного преследования водителя лишают права управления транспортным средством, а так же дополнительно обязывают возместить причиненный пострадавшим ущерб. Как правило, возмещение выражается в оплате медицинских услуг и компенсации периода потери трудоспособности.

Что делать потерпевшей стороне после оформления ДТП

Когда авария уже оформлена, можно уезжать с места ДТП. В некоторых ситуациях автомобиль уезжает «своим ходом», но если повреждения серьёзные, то на эвакуаторе.

Невиновный водитель для получения выплат от страховой должен обратиться к ней не позднее, чем 15 дней с момента совершения ДТП, и предоставить пакет документов:

  1. Извещение о ДТП.
  2. Заявление на выплату.
  3. СТС и ПТС пострадавшего автомобиля.
  4. Страховой полис.

Наказание за ДТП с пострадавшими на пешеходном переходе

Пешеходный переход — специально отведенное место на дороге, которым могут пользоваться пешие граждане. Водители не имеют права не пропустить переходящего по “зебре” человека. Поэтому все дорожно-транспортные происшествия с наездами на пешеходном переходе в априори происходят только по вине водителя, который управляет транспортным средством. Мера наказания зависит от степени причиненного пешеходу вреда.

На меру наказания так же влияют обстоятельства аварии. В частности: с какой скоростью двигался транспорт и пешеход, в какой момент человек начал движение по переходу, действия водителя после аварии. Если виновник скрылся с места преступления, то его действия попадают сразу и под действие Уголовного Кодекса РФ — оставление человека в опасности (статья 125 УК РФ).

Нужна ли независимая экспертиза после ДТП

Ответ на этот вопрос каждый участник ДТП должен решить сам для себя. При обращении к независимому эксперту сумма выплат будет более точная и, скорее всего, её хватит для проведения качественного ремонта.

Дело в том, что страховщики при оценке причинённого ущерба обычно занижают итоговую сумму выплат, поэтому на восстановлении машины приходится экономить.

Предлагаем ознакомиться  Как женщине пережить развод с мужем: советы психологов

Лучше всего оплатить работу независимого эксперта и в дальнейшем получить сумму, достаточную для хорошего ремонта. В таких делах экономия ни к чему.

Наказание при легкой тяжести вреда пострадавшему

Административный кодекс четко устанавливает виды наказания при причинении легкого вреда здоровью — административный штраф или лишение права управления транспортным средством на усмотрение суда. При этом под последним понимается полное лишение прав, независимо от категории. Например, если человек имеет право управлять мотоциклом, легковым автомобилем и грузовым, то при наказании в виде лишения водительского удостоверения, теряется право управлять всеми видами транспорта. Срок лишения составляет от 1 года до 1,5.

При наложении административного штрафа учитывается степень причиненного ущерба. Законодательством устанавливается минимальный размер выплаты — 2,5 тысячи рублей. Меньше этой суммы суд обязать выплатить не может, поэтому виновник ДТП с пострадавшими, установленный в ходе следствия и судебного разбирательства, обязан будет выплатить, как минимум, эту сумму. Максимальный размер штрафа установлен в виде 5 тысяч рублей.

Минимальный размер административного штрафа при ДТП с пострадавшими, получившими средней тяжести ущерб здоровью, установлен в 10 тысяч рублей. Поэтому если в ходе следствия и судебного разбирательства, виновник аварии установлен, то, как минимум, ему придется заплатить эту сумму. Максимальный размер штрафа установлен в 25 тысяч рублей.

В случае если во время аварии пострадали несколько человек, то по каждому из них устанавливается отдельная мера ответственности. Уже из совокупности всех наказаний судом устанавливается одно, то, которое и понесет виновный. Например, если один из потерпевших получил при ДТР легкий ущерб здоровью, а другой — средний, то виновнику может быть предписано возместить ущерб в размере совокупной суммы по обеим статьям Административного кодекса РФ.

Состояние алкогольного опьянения — отягчающее обстоятельство при дорожно-транспортном происшествии. Так, за вождение транспортного средства в состоянии опьянения без происшествий предусмотрено наказание в виде лишения прав на срок от 1,5 до 2 лет, а так же административный штраф в размере 30 тысяч рублей.

Если же ДТП произошло по вине нетрезвого водителя, в результате чего пострадавший получил ущерб здоровью средней тяжести, то виновнику вменяется наказание по двум статьям Административного кодекса: 12.24 и 12.8. В этом случае накладывается штраф в размере 30 тысяч рублей, изымаются права на 1,5-2 года и дополнительно выписывается штраф в размере 10-25 тысяч рублей. За повторное преступление мера наказания увеличивается.

Под тяжелой степенью понимается стойкая потеря трудоспособности более чем на одну треть от возможной, причинение серьезного вреда здоровью. Именно поэтому при дорожно-транспортном происшествии, в результате которого сильно пострадал человек, заводится не административное, а уголовное дело. Мера наказания по статье 264 Уголовного Кодекса предусмотрена в виде лишения свободы сроком до трех лет.

Работа страховой компании после аварии

Получившей уведомление о ДТП страховой компании отводится не менее 20 календарных дней (исключаются выходные и праздничные дни) на рассмотрение документов и выплату страховой компенсации (произведения ремонта машины).

Практикуются 2 варианта возмещения:

  1. Материальная компенсация. Страховщик переводит на счет застрахованного лица определенную сумму денег достаточную для проведения ремонтных работ. Ремонтом машины собственник занимается самостоятельно.
  2. Ремонтные работы. Ремонт авто осуществляется на базе компании. Страховая выплата в этом случае не предусмотрена.

Что делать после ДТП виновнику аварии и пострадавшему

Если страховая компания не выплачивает деньги после ДТП, мотивируя такое решение отсутствие страхового случая, то застрахованное лицо вправе обратиться в суд.

Сделать это можно также и в ситуации, когда размер страховой выплаты значительно занижен и не покрывает стоимость ремонта.

Что делать участникам ДТП теперь понятно. Однако, как же работает страховая компания? Изначально, когда её уведомляют об аварии, она это зафиксирует.

На следующем этапе страховщик будет принимать документы от потерпевшей стороны.

Необходимый их перечень:

  • паспорт РФ,
  • ИНН,
  • водительские права,
  • ПТС автомобиля,
  • справка о ДТП от ГИБДД,
  • полис ОСАГО,
  • а также справка из медицинского учреждения в случае, если был причинён ущерб здоровью.

Далее эксперт из страховой компании оценит повреждения на машине и назначит сумму выплат. По желанию водителя это может совершить независимый эксперт. В таком случае назначенная сумма может отличаться.

Если же всё устраивает, то остаётся дождаться поступления компенсации на счёт. Для ускорения процесса решение суда можно забрать раньше — ещё до вступления его в законную силу, и передать его в страховую компанию. Однако выплаты всё равно будут осуществляться в течение 90 календарных дней. В некоторых случаях она выплачивается частями, особенно если сумма слишком крупная.Дорожно-транспортное происшествие

Если вы считаете, что, застраховавшись по ОСАГО однажды, сняли с себя все риски по выплате в случае ДТП, то это не так.

Согласно п. 15 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может осуществляться по выбору потерпевшего:

  • путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком;
  • путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего.

Однако приоритетным сегодня является натуральный вид компенсации – ремонт автомобиля в сервисе страховщика.

Кроме того, страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.

Таким образом, новые поправки в законодательство об ОСАГО предусматривают:

  • приоритет ремонта транспортного средства, нежели выдачу денег потерпевшему;
  • новую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт.

Если с первым нововведением все ясно, то с новой методикой расчета не все так кристально чисто и понятно.

Юридическая консультация онлайн

В соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50% их стоимости.

Таким образом, приобретенный вами полис ОСАГО будет полностью покрывать ущерб, причиненный в результате ДТП, а на деле это не так – фактически полис ОСАГО может покрыть всего лишь 50% от ущерба из-за того, что страховая компания осуществляет выплату с учетом износа. А в случае если вы являетесь виновником ДТП, то у потерпевшего (и что самое интересное у страховой компании тоже), возникает право требовать взыскания выплаты без износа по ОСАГО, так как при осуществлении ремонта будут устанавливаться новые детали.

Почему существует такая несправедливость? Ведь полис ОСАГО был вашей защитой. Получается, что вы толком не застрахованы и платите 2 раза: страховой компании и потерпевшему. То есть по ОСАГО страхуется не вся ответственности, а только ее часть.

Дело в том, что в прошлом году в Конституционный Суд Российской Федерации обратилось несколько граждан, недовольных размером страхового возмещения, которое было рассчитано с учетом износа на сумму гораздо меньше, чем стоит восстановление транспортного средства после ДТП (ведь ставятся новые запасные части) и судом было вынесено Постановление № 6-П от 10.03.

2017 года (далее – Постановление КС РФ), согласно которому появилась возможность требовать возмещения лицом, гражданская ответственность которого застрахована по договору ОСАГО владельцев транспортных средств, потерпевшему, которому по указанному договору страховой организацией выплачено страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства, имущественного вреда исходя из принципа полного его возмещения, если потерпевшим представлены надлежащие доказательства того, что размер фактически понесенного им ущерба превышает сумму полученного страхового возмещения.

Предлагаем ознакомиться  Что могут забрать судебные приставы

Что делать после ДТП виновнику аварии и пострадавшему

Если вы – виновник ДТП, то страховая компания покроет только часть убытков и вам в любом случае придется возмещать вред.

До вышеуказанного Постановления КС РФ суды исходили из того, что требование к виновнику ДТП о выплате суммы сверх страхового возмещения страховой компанией – незаконно, считалось, что вред возмещен в полном объеме страховой компанией, даже если денег на фактический ремонт у потерпевшего не хватило. Так было раньше.

Конституционный суд посчитал, что замена поврежденных деталей, узлов и агрегатов – если она необходима для восстановления эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства, в том числе с учетом требований безопасности дорожного движения, – в большинстве случаев сводится к их замене на новые детали, узлы и агрегаты (и логика в этом есть!).

Следовательно, поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Порядок подачи документов страховщику

Предприняв первоочередные действия, водители могут решить, как оформлять аварию.

Участие ГИБДД

Процедура оформления при участии ГИБДД довольно следующая:

  1. Сотрудник ГИБДД проводит расследование: делает замеры, собирает показания водителей и очевидцев, подготавливает схему происшествия и протокол об административном нарушении с указанием виновной и пострадавшей сторон и перечислением нарушенных правил.
  2. Так как сейчас справка о ДТП не оформляется, инспектор должен внести в протокол данные о повреждениях, что позволит в дальнейшем определить сумму страхового возмещения. Рекомендуется прочитать этот документ, чтобы убедиться, что перечислены все повреждения.
  3. Параллельно с официальным расследованием все участники аварии заполняют извещение о ДТП. Документ нужно направить в СК в течение 5 рабочих дней после аварии для выплаты возмещения по ОСАГО.

На месте аварии водители получают протокол об административном правонарушении.

С ним и извещением потерпевший обращается в СК, а виновник отправляет заполненное извещение своему страховщику.

С июля 2015 года большинство простых происшествий должно оформляться без ГИБДД. Но все же водители должны самостоятельно фиксировать факт аварии и сообщить о ДТП страховщикам. В этом случае они предоставляют только извещение.

Составлять европротокол можно в следующих случаях:

  • участие двух автомобилей;
  • повреждено только имущество;
  • между водителями нет расхождений по поводу обстоятельств аварии и нанесенных повреждений или они есть, но обстоятельства зафиксированы системой ГЛОНАСС  либо с помощью специального программного обеспечения.

До 1.10.19 по европротоколу СК выплачивали компенсацию или делали ремонт на сумму не более 100 000 рублей. Правда, с октября 2014 года для жителей Москвы, Санкт-Петербурга и областей предусмотрены особые условия: страховая выплата может достигнуть 400 000 рублей, если водители смогут выполнить специальные требования – фиксация обстоятельств с помощью системы ГЛОНАСС или специального приложения. С 1.10.19 это стало возможным на всей территории РФ.

На месте столкновения необходимо заполнять лицевую сторону бланка и только совместно с другим водителем. Оборотную часть каждый из них заполняет отдельно.

Обсуждение того, какие действия после ДТП должны предпринять водители, часто сопровождается рекомендацией собрать фото- или видеоматериал. Чтобы страховщики не отклонили предоставленные данные, нужно грамотно подойти к этому вопросу.

На фотографиях должно быть видно:

  • взаимное расположение машин;
  • каждое авто крупным планом с разных ракурсов;
  • номерные знаки каждого ТС (если номера повреждены, то VIN );
  • все повреждения крупным планом;
  • место аварии (проезжая часть, двор, парковка и т. д.);
  • следы (тормозной путь, обломки разбитых элементов, осколки стекол).

Следует постараться, чтобы на фоне явственно виднелись светофоры, дорожные знаки и другие важные объекты. Фото- и видеоматериалы можно собирать только в течение 60 минут после аварии.

Нужно понимать, что если были оформлены документы о ДТП, следует в течение 5 дней обратиться к страховщикам (п. 3.8 Правил ОСАГО). Если потерпевший водитель обращается в СК, его последовательность действий при ДТП выглядит следующим образом:

  • подготовить документы (извещение при отсутствии разногласий, справка из ГИБДД и прочие);
  • позвонить в страховую компанию, чтобы определить, в каком офисе и в какое время можно подать заявление;
  • явиться в СК для заполнения заявления, оценки повреждений авто и подписания акта.

Сразу после оформления ДТП необходимо связаться со своей страховой компанией и сообщить о произошедшем.

Далее, как можно раньше нужно представить документы страховщику, но перед этим написать заявление туда же.

Необходимый перечень документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • ИНН;
  • права на управление автомобилем;
  • ПТС и СТС;
  • справка о ДТП из ГИБДД;
  • страховка ОСАГО.

После этого остаётся ожидать, когда эксперт произведёт оценку повреждённой машины. Затем он укажет, сколько будет выплачено на ремонт, и дело о ДТП передаётся в суд.

Виновник аварии обязан предоставить такой же перечень документов в страховую компанию. Для этого ему даётся срок в 3 дня. Если этот срок упустить, то страховщик вправе потребовать выплаты пострадавшей стороне от виновника.

Некоторые автомобилисты доверяют этот процесс аварийным комиссарам. В таком случае комиссар должен предоставить помимо вышеуказанных документов, также доверенность на автомобиль. Её нужно сделать у нотариуса.

Если автомобиль пострадал серьёзно и с места ДТП его увезли на эвакуаторе, то это должна подтверждать справка. В ней должны быть указаны расходы на услуги эвакуатора.

Как уменьшить риск попадания в аварию

Не стоит «увлекаться» агрессивным стилем вождения, даже если мощность автомобиля позволяет это. Однако ехать слишком медленно тоже не рекомендуется – сзади едущие автомобили могут неверно оценить скорость и совершить удар. Оптимальная скорость – это та, с которой движется весь поток.

Пытаться «проскочить» на жёлтый сигнал светофора также не стоит, так как после него быстро загорается красный. К тому же, не исключено, что на перекрёстке с другого направления кто-то также захочет «проскочить», и из-за этого случится авария.

Советов по уменьшению рисков попадания в ДТП ещё множество. Даже если они хоть чуть-чуть уменьшат риск аварии, то это уже хорошо, ведь такое происшествие часто приводит к плачевным последствиям, нередко — с погибшими.

Если же, находясь за рулём, становится понятно, что ДТП не избежать, то не стоит паниковать. Лучше всего в такой ситуации любыми способами уйти от удара или пытаться его смягчить. Такими умениями обладают не все автомобилисты, опыт приходит с собственными ошибками и долго нарабатывается.

Особенности ДТП с пострадавшими

Обстоятельства аварий могут быть самые разные. Например, водитель может не справиться с управлением транспортного средства из-за плохих погодных условий, что приведет к дорожному происшествию с пострадавшими. В этом случае вменять ему высшую меру ответственности будет незаконно, поскольку от него мало, что зависит.

Автор статьи: Рокотов Леонид

Автоюрист. Стаж работы 11 лет в судах общей юрисдикции по вопросам, связанным с возмещением ущерба от ДТП, с возмещением ущерба в порядке регресса. В настоящее время является старшим преподавателем на кафедре Гражданского процесса. Его колоссальный опыт и знания в этой области помогают читателям портала избежать необоснованных трат и рисков.

Автор статьи: Рокотов Леонид
, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector