Стильный юрист
Назад

Какой на самом деле срок годности моторного масла

Опубликовано: 15.06.2020
Время на чтение: 16 мин
0
6

Что говорит ГОСТ?

Существующий наиболее полно регламентирует правила упаковки, маркировки, перевозки и хранения нефти и нефтепродуктов — масла в том числе. Приведeм наиболее важные выдержки о хранении.

Пункты 4.5 и 4.9 дают вполне прямые советы: «нефть и нефтепродукты следует хранить в отдельных резервуарах, исключающих попадание в них атмосферных осадков и пыли».

И далее — «нефтепродукты в таре следует хранить под навесом или на площадке, защищeнной от действия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков». К этим пунктам мы ещe вернeмся, но подробнее и с наглядными примерами.

https://www.youtube.com/watch?v=mirP35ndd94

Требования к моторным смазкам регламентированы рядом государственных стандартов:

  1. ГОСТ 17479.1-2015 «Масла моторные. Классификация и обозначение». Приведены принципы разделения на группы, расшифровки цифро-буквенных кодов. Устанавливает правило использования сразу после вскрытия, максимальный период – 5 лет.
  2. ГОСТ 12337-84 «Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия устанавливает требования к качеству, методы испытания».
  3. ГОСТ 10541-78 «Масла моторные универсальные и для автомобильных карбюраторных двигателей. Технические условия» содержит марки, требования, правила приемки.

Срок годности трансмиссионного масла и моторного масла

Чтобы масло сохранило свои первоначальные свойства, и залив его, Вы не столкнулись с тем, что оно не годится к использованию, и не дай бог, еще и повредите из-за этого силовой агрегат, что выльется для Вас дорогим ремонтом – нужно соблюдать некоторые требования к его хранению.

Давайте более подробно рассмотрим условия хранения моторного масла:

  • Не оставлять канистру с моторной жидкостью на солнце, тем более в распечатанном виде;
  • Хранить его нужно желательно в постоянно проветриваемом помещении;
  • Избегать во время хранения моторного масла резких перепадов температур.

Вообще, если говорить о регламенте хранения моторного масла – его срок годности составляет от четырех до пяти лет. Но сам состав хранимой жидкости может через пять лет уже не отвечать современным требованиям к нему и это может негативно сказаться на моторе в процессе его эксплуатации.

Именно поэтому не рекомендуется создавать запасы моторной жидкости у себя в гараже и хранить его там годами. Гораздо лучше постоянно докупать его по мере необходимости. Так как все без исключения производители постоянно совершенствуют формулы производимых ими масел и идут в ногу со временем, давая новые возможности эксплуатации.

Еще один из факторов, влияющих на длительность хранения моторного масла, это его состав. Чем он проще, тем дольше срок его годности. А что качается температурного режима, то при температуре, допустим в 20 градусов тепла, любой вид масла (синтетика, полу-синтетика, минералка)  будут храниться не более трех лет. А вот для компрессионных и гидравлических жидкостей, он составит до двух лет при аналогичной температуре.

Срок годности моторного масла по регламенту производителя – это пять лет. Эта дата находится на канистре (обычно ставится где-то сбоку). По ней можно определить точную дату (день, месяц и год) когда эта жидкость сошла с конвейера.

Какой на самом деле срок годности моторного масла

Есть несколько базовых ограничений, касающихся условий хранения любых масел:

  • Держать в помещении с влажностью не более 80%;
  • Температура хранения не должна превышать 60 градусов по Цельсию;
  • Необходимо избегать и замораживания моторной жидкости (сверяйтесь с маркировкой);

Этот вопрос сегодня довольно популярен на многих тематических форумах, и мнения по нему расходятся. Некоторые автолюбители уверены, что срок годности смазочных жидкостей на самом деле не ограничен и это все делается для того, чтобы масла постоянно докупали, а не хранили годами. Другие же напротив, предостерегают от длительного хранения смазочного материала.

«Кому же тогда верить» — спросите Вы. Если говорить открыто, все зависит от того, на каком автомобиле Вы передвигаетесь. Ведь вряд ли, купив себе новенькую BMW, Вы будете заливать в ее мотор просроченное моторное масло, чтобы сэкономить (конечно, если Вы ее не на последние деньги купили, или хуже того, продали свою квартиру ради нее). А вот для владельцев старых, повидавших виды машин (как наших, так и зарубежных), и старающихся сэкономить на всем – это отличный вариант.

Помните одно – заливая просроченное моторное мало, Вы берете на себя всю ответственность возможных последствий. А они могут быть довольно печальными для Вашего мотора. Пожалейте свою ласточку – лейте свежее масло, и она Вас никогда не подведет.

Ознакомившись с самыми ходовыми магазинными аналогами моторного масла обратите внимание на маркировку, или этикетку упаковки. В данном случае нас интересует срок годности моторного масла. Как правило, дата пригодности у всех будет одинаковая – приблизительно 5 лет. Следует учитывать, что продаваемая продукция в автомобильном магазине (либо интернет-маркете), имеет срок годности гораздо больший от указанного.

Правила хранения моторного масла

Исчисление гарантийного срока начинается с момента снятия крышки и разгерметизации упаковки.Находясь в магазине, обратите внимание каким образом масло сохранялось (попадали ли на упаковки прямые солнечные лучи, какая влажность в магазине и окружающая температура). Если хотя бы одно из условий не соблюдено (особенно воздействие УФ лучей), такое масло не рекомендовано к покупке.

Определить срок годности моторного масла можно по маркировке на упаковки

Нередко даже просроченное масло еще вполне походит для применения. Поэтому приходится определять пригодность или непригодность моторного масла визуальными способами.

Структура смазочного средства должна быть однородной.

Не допускается разделения масла на отдельные фракции с различной плотностью. Проверить консистенцию можно, просто перелив масло из одной емкости в другую. Во время этого процесса и можно определить однородность состава.

Качество моторного масла можно оценить, вылив его небольшое количество на белый лист бумаги. Держать лист необходимо под небольшим уклоном, чтобы капля немного разлилась по поверхности бумаги.

Таким способом можно определить наличие в масле различных примесей, осадков и мусора. Если в масле замечены темные точки, сгустки, пятна, то оно испорчено.

Также сигналом порчи масла является наличие в нем осадков. Небольшой осадок является вполне обычным явлением для многих синтетических сортов моторного масла. Однако большой осадок является неприемлемым даже для подобной разновидности масла.

Нельзя поддаваться на уговоры недобросовестных продавцов и покупать смазку с истекшим сроком годности. Уверения, что гарантийный срок продлевает качественные характеристики, не соответствует истине. Неизвестны условия содержания, кроме того, свежесть смазки напрямую влияет на ее свойства:

  1. Зольность – указывает на количество горючих веществ в жидкости. Присадки со временем распадаются, что увеличивает количество золы.
  2. Изменяется вязкость. Смазка не выполняет защитную функцию.

Какой на самом деле срок годности моторного масла

Трансмиссионные масла используют для смазывания коробки передач, редукторов, зубчатых передач, раздаточных коробок и прочих деталей. Их основная функция — создавать прочную смазывающую пленку вокруг деталей. Они имеют большое количество присадок, благодаря которым масла полифункциональны и долго могут сохранять свою производительность.

Зачем менять масла?

Но со временем даже самые дорогие масла теряют свои свойства. Чтобы коробка передач всегда бесперебойно функционировала, а сами детали не износились, нужно вовремя менять трансмиссионное масло.

Главные причины смены трансмиссионного масла:

  • сбой работы коробки передач и зубчатых передач;
  • засорение коробки передач;
  • неприятный звук, шумы, постукивания в коробке передач;
  • образование нагара вокруг деталей (в этом случае лучше сменить производителя, а не просто залить свежее масло);
  • осложнение работы передач при низких или высоких температурах;
  • окисление или явление коррозии.

Нужно также выбирать масло подходящее конкретному автомобилю и отвечающее всем спецификациям — тогда и масло, и коробка передач будут служить долго.

Срок хранения масла

Каждое масло имеет свой состав и, соответственно, определенное время эксплуатации. Окончательная дата реализации закрытого неиспользованного масла указана на упаковке производителем. В основном, масла с хорошим стабильным составом могут стоять до 5 лет, не теряя при этом свои свойства.

Также нужно учитывать и условия хранения закрытой банки.

Так, например, излишнее тепло ускоряет окислительные процессы, а холод приводит к образованию ненужных отложений. Трансмиссионное масло лучше хранить в сухом чистом месте, при температуре не выше 25 градусов и не ниже 10, иначе оно сменит вязкость и остальные свойства.

В процессе эксплуатации срок хранения масла зависит от разных условий: загрузка самого автомобиля, его спецификации, температурный режим, пробег, скорость и прочее.

При больших нагрузках времени для замены масла нужно уделить больше, так как от этого зависит состояние коробки передач.

Предлагаем ознакомиться  Купля земельного участка и договор задатка: что нужно при покупке, какие документы, а также порядок регистрации

Проверять масло стоит каждый месяц, так как устаревший или сгоревший продукт только навредит отдельным деталям и автомобилю в целом.

Хранить масло следует правильно и менять его вовремя, чтобы сохранить автомобиль в идеальном состоянии!

Если говорить о сроках замены, то «синтетик» в среднем меняется через каждые 10 – 12 тысяч км, «минералки» — 5 – 7 тысяч км. А лучше, если замена масла происходит каждые 7,5 тысяч км — посередине 15-тысячного интервала, установленного для плановых ТО.

Если смазочный материал быстро (через 1 – 2 тысячи км) потемнел, это не значит, что он потерял эксплуатационные свойства, напротив, это может означать, что началась работа — запустился процесс очистки грязи со стенок двигателя моющими присадками.

Если необходимо долить масло, то рекомендуется добавлять уже используемый сорт (тот что уже залит в двигатель) — смешивание с материалами других производителей может привести к ухудшению свойств.

  • Условия и длительность хранения. Даже если они будут храниться 5 лет с соблюдением нормальных условий хранения – присадки к маслам могут осаждаться, образуя осадок. Таким образом, качество продуктов упадёт. Это относится ко всем типам масел. Из полезных жидкостей они станут для мотора вредными.
  • Быстрое изменение конструкций силовых агрегатов, режимов их работы, а также требований к допускам у основных автопроизводителей приводит к тому, что за 5 лет моторное масло «морально» устаревает.
Определение дата выпуска моторного масла

Определение дата выпуска моторного масла

При покупке масла стоит изучить маркировку или этикетку на канистре — как правило, срок годности масла любого производителя составляет 5 лет.

Можно ли использовать с истекшим сроком?

Использовать ее стоит лишь в одном случае: если перед вами цель — привести вашего железного коня к скорейшей поломке. Есть смысл использовать ее только для смазки крепежа или движущих элементов или там, где не требуются высокие качественные характеристики.

Просроченное и испортившееся масло ни в коем случае нельзя использовать в автомобиле — оно не сможет обеспечивать необходимые смазывающие функции, что грозит масляным голоданием двигателя, а затем и выходом из строя отдельных узлов мотора.

Какой на самом деле срок годности моторного масла

Отдельные узлы двигателя могут выйти из строя, что грозит дорогостоящим ремонтом, а то и вовсе капитальным ремонтом движка.

С другой стороны, если просроченное масло не имеет видимых признаков порчи, то его можно использовать, даже если у него незначительно истек срок годности.

Как техническая жидкость, использующаяся в высокотемпературных и интенсивных режимах работы двигателя, моторное масло имеет большой запас прочности, закладываемый производителем.

В рабочих условиях моторное масло «трудится» около года, так что небольшая просрочка при заливке не должна серьезно сказаться на его качествах.

Как хранить масло?

  • Лучшим решением является хранение в заводской упаковке. При соблюдении условий хранения, смазка может храниться в такой емкости весь указанный срок. Если же заводской тары нет, тогда нужно подбирать наиболее подходящий вариант.
  • С учетом того, что УФ излучение может негативно воздействовать на смазочную жидкость, лучшим решением является герметично закрытая железная канистра. Такая емкость защищает от солнечных лучей. Единственное, современные масла с большим количеством присадок хранить в железных емкостях слишком долго все же не рекомендуется. Есть риски протекания химических реакций и выпадения осадка. Так или иначе, но на практике срок годности масла в канистре обычно самый большой.
  • Что касается пластиковых канистр и бутылок, в этом случае такую тару можно использовать только для кратковременного хранения. Дело в том, что пластик с легкостью может вступить в химическую реакцию с маслом.
  • Если же говорить о стекле, такие емкости отличаются низкой надежностью, могут растрескиваться, после чего частицы стекла попадают в масло, а также хуже всего защищают смазку от солнечного света, что также влияет на свойства смазочного материала.

Еще добавим, что перед использованием после длительного хранения необходима проверка масла перед тем, как залить его в агрегат. Сразу отметим, наличие незначительного осадка в таре допускается, однако это является поводом для детальной проверки.

  • Способ достаточно простой. Потребуется лист чистой белой бумаги, на который нужно капнуть немного масла, наклонив лист так, чтобы масло растеклось по нему. Если при осмотре масляного пятна на листе видные темные вкрапления, примеси, частицы, тогда использовать смазку не стоит. Также обратите внимание на цвет. Ровный янтарный цвет  для моторного масла является нормой. Трансмиссионное масло для МКПП и РКПП  обычно светлое и полупрозрачное, для АКПП может быть малинового, красноватого или желтоватого оттенка.

Если же масло сильно светлое или, наоборот, сильно потемнело, видны примеси, сгустки и т.п., изменилась вязкость, прозрачность, запах, тогда такую смазку лучше не использовать. Если же масло долго хранилась, исследуется просроченное моторное масло, его вполне можно взять на долив при условии того, что оно не вызывает подозрений по внешним признакам.

Следующий набор простых правил поможет вам не только сохранить масло, но и быть уверенным в его эксплуатационных характеристиках:

  • Храните масло закрытым. Это минимизирует возможный контакт масла с воздухом и поможет избежать окисления. Идеально, если масло хранится в заводской канистре, закрыто или вовсе не распечатано.
  • Не допускайте попадания солнечного света. Современные канистры для масла хорошо защищены от солнечных лучей, но даже в этом случае найдите тeмное место для хранения.
  • Соблюдайте температурный режим. Диапазон температур для хранения масла — от 18 до 40 градусов по Цельсию, идеальный показатель — около 22 градусов.
  • Берегите от воды. Если в масло попала хотя бы капля воды, его придeтся утилизировать, поскольку процесс образования нерастворимых частиц прервать не получится.
  • Защищайте от грязи. В масло не должен попасть никакой посторонний мусор. «Грязное» масло будет оставлять задиры на трущихся элементах, что быстро выведет из строя механизм.

Для сохранения синтетического моторного масла в надлежащем виде и состоянии требуется выполнять несколько несложных правил:

  1. На протяжении всего гарантийного срока хранения канистры должны быть герметично запечатаны. Это предотвратит химическое взаимодействие базового состава и присадок с воздухом и влагой, предупреждая процесс окисления.
  2. Избегать попадания солнечных лучей на канистры – в любом случае, если они запечатаны или распечатаны.
  3. Помещение, которое отведено под хранение автомобильной смазки, должно хорошо проветриваться.
  4. Резкие перепады температур недопустимы. Температура не должна превышать 20–25°С. Чем ниже температура, тем медленнее проходят процессы окисления. Но при минусовой смазку также хранить не рекомендуется.
  5. Поверхность, на которой хранятся расходные материалы, не должна вибрировать от внешних воздействий. В противном случае смазывающий состав в канистре начнёт расслаиваться на фракции.

На заводах-изготовителях моторное масло хранится в больших ёмкостях. В канистры его разливают только непосредственно перед отправкой в торговую сеть. Если возникнет потребность вскрыть канистру и перелить из неё какое-то количество масла в другую ёмкость, срок его хранения сразу же уменьшится. Воздух и влага уже будут попадать внутрь, активизируя процессы разложения.

По вышеуказанным причинам хранить масляные составы в гаражах нельзя, в основном – из-за температурных перепадов. Наилучший выход – не покупать моторную жидкость большими партиями, пусть даже по выгодной цене. Нужно приобретать её непосредственно перед заливкой, обязательно проверяя в магазине дату изготовления. Также нельзя приобретать моторные масла на рынках у сомнительных продавцов.

Как определить период?

Если есть подозрение, что срок годности моторного масла истёк – нужно внимательно проверить его состояние. В первую очередь, речь пойдёт об осадке. Для синтетических масел допустимо небольшое количество присадка в свежих составах. Но если за время хранения появился явно выраженный осадок – такой машинный состав уже не пригоден к использованию. То же самое, только в большей степени, применимо к полусинтетике, а также к минеральным смазывающим веществам.

Следует проверить структуру жидкости. Она должна быть однородной. Для этого нужно сделать переливание в другую, чистую ёмкость. Когда будете переливать, обратите внимание на однородность состава. Не должно быть так, что масло периодически течёт, как вода, а иногда – как густой сироп. Если это происходит – смазку необходимо утилизировать, она не пригодна к использованию.

Это сокращение обусловлено техническими характеристиками. В состав масел входят добавки, которые улучшают эксплуатационные характеристики, но некоторые них, вступают во взаимодействие с воздухом, в итоге в смазке начинаются реакции окисления, приводящие ее в негодность.

Предлагаем ознакомиться  Номенклатура дел законодательство

Отдельные изготовители стараются не указывать точную дату выпуска продукции, но узнать год выпуск не составит труда, он указан в серийном номере, например, H3C2584, произведенное в Esso, выпущено в 2013 году, соответственно, H7C2584, изготовлено в 2017 году.

Учитывая, сколько хранится моторное масло, месяц его выпуск можно не уточнять.

Моторное масло — важный элемент безотказной, правильной работы двигателя, а также залог долгой жизни автомобиля. Оно уменьшает трение между деталями, тем самым снижая их износ.

Лучше доверять мировым лидерам производства — Zic, Castrol, Mobil, Motul, Shell Helix, Total. Они имеют многолетний опыт производства различных подвидов машинных жидкостей и при условии правильного хранения гарантируют его свойства до истечения срока.

В двигателе

Специалисты рекомендуют производить замену жидкостей в двигателе не реже 1 раза в год. Это связано с изменением свойств добавок, которые постепенно перестают выполнять свои функции, нивелируя эффект смазки. Значит, срок службы масла в двигателе составляет около года.

В канистре

Идеальный вариант хранения — заводская банка с плотно притертой крышкой. При минимизации воздействия внешних факторов содержимое прослужит весь гарантированный производителем период. Стандартно — 3–5 лет.

Какой на самом деле срок годности моторного масла

Канистра также приемлема как тара для хранения. Она защитит от солнечных лучей и резких перепадов температуры. Единственный риск при металлическом или пластиковом каркасе — возможность вступления в химическую реакцию и образование осадка. Но эти процессы не испортят масло в течение 3 лет.

Минерального

Минеральные получают из нефти путем перегона и дистилляции. Различают нафтеновые, парафиновые и ароматические. Этот вид рекомендован к эксплуатации для автомобилей старше 10 лет, так как характеризуется высокой вязкостью по сравнению с синтетическими. Срок хранения меньше других видов, составляет 3 года.

Синтетического

Для производства используют углеводород и эфиры, запуская между ними химические реакции. Это придает средству устойчивость к повышенным температурам. Рекомендуется для автотранспорта с большими нагрузками. Период его хранения до 5 лет.

Полусинтетического

Изготовление полусинтетики происходит путем присадки минеральной смазки к синтетической в пропорции 50/50 или 70/30. Это позволяет получить отличные технические характеристики по цене ниже синтетики.

Зимнее

Характеризуется невысокой вязкостью, которая позволяет при низких температурах оставаться на поверхности деталей двигателя. На этикетке оно обозначается числовым кодом с латинском буквой W посередине. Первая цифра до W означает минусовую допустимую температуру, после W – плюсовую.

Летнее

Летнее не имеет буквенного кода, обозначается цифрой. Чем выше средняя температура в регионе, тем большая цифра должна фигурировать на упаковке.

Всесезонное

Производители стремятся перейти на изготовление всесезонных жидкостей для двигателя. Это удобно, так как не требует замены жидкости, которая еще не потеряла рабочих свойств, в соответствии со временем года. Такая смазка характеризуется большим температурным интервалом, обозначенным на маркировке, например:

  • 5W30 – от -25 до 20 °С;
  • 5W40 – от -25 до 35 °С.

Дизельное

Какой на самом деле срок годности моторного масла

Двигатели, работающие на дизельном топливе, нуждаются в специальном автомасле, так как принцип и режим их работы отличается от бензиновых.

Тип Срок годности (месяцев)
В канистре В двигателе
Минеральное 36 6-12
Синтетические 60 6-12
Полусинтетическое 36-60 6-12
Зимнее 36-60 6-12
Летнее 36-60 6-12
Всесезонное 36-60 6-12
Дизельное 36-60 3-6

Его называет производитель и обозначает его на маркировке. Помимо этого, на этикетке будет:

  1. Допустимый температурный диапазон после кода SAE. Минимальный 0W-30: от -30 до 20 °С. Максимальный 20W-40: от -10 до 45 °С.
  2. Вязкость. Эта характеристика важна для износа двигателя. Если машина эксплуатируется давно, лучше выбирать класс SAE 20W-40 или SAE 20W-50.
  3. Классификация API. S – для бензиновых, C – для дизельных, S/C – универсальные. После этих букв следует код уровня эксплуатационных свойств по мере возрастания. Предпочтение отдается SJ или SL. У дизельного далее также идет буквенное шифрование свойств и цифра, обозначающая тип дизеля. Например, CF-2, CF-4,CG-4, CH-4.
  4. Классификация ACEA. А – бензиновый двигатель, В – дизель легкового авто, Е – дизель грузового автомобиля. Следующие цифры характеризуют уровень свойств и год утверждения.
  5. Номер партии и дата производства указываются не на этикетке, а на таре: продукт разливают по бутылкам из общей бочки непосредственно перед отправкой продавцу. Период, когда смазка сохраняет начальные свойства, каждый производитель устанавливает сам.

Срок хранения приравнивается к годности. Когда истекли 3 или 5 лет, смазка теряет свойства и не приносит машине той пользы, которую обещает производитель.

Правила хранения

Зимнее хранение масла добавляет несколько важных правил в уже перечисленные:

  • Не допускайте резких перепадов температур. Старайтесь поддерживать постоянную температуру воздуха вокруг канистры: уже описанные 22-24 градуса. Замораживать масло категорически запрещено: структура масла при сильных заморозках изменится на молекулярном уровне, комплекс присадок может расслоиться, и последствия от использования такого масла непредсказуемы;
  • Если собираетесь использовать масло, долго стоявшее на холоде, — взболтайте канистру перед использованием, чтобы жидкость перемешалась и не было осадка.

Для сохранения моторной смазки, автовладелец должен обеспечить следующие условия хранения:

  1. Герметичность ёмкости, в которой хранится жидкая смазка. Это требуется для того, что бы не произошло смешивание частиц, содержащихся в атмосфере, с моторной смазкой. Некоторые компоненты, входящие в состав смазки вступают во взаимодействие с влагой, воздухом, пылью и другими веществами, которые содержаться в атмосферном воздухе. Другими словами, если нарушена целостность упаковки, то срок годности моторного масла в канистре, будет значительно сокращен. Кстати, при переливании его в другую ёмкость, уже начинается перемешивание частиц, находящихся в воздухе и смазки. Производители рекомендуют использовать смазку по назначению, сразу после открытия канистры.
  2. Температура воздуха должна лежать в пределах 20 градусов. Разумеется, смазка эксплуатируется в суровых условиях, но для его хранения оптимальной считается указанная температура. Если в помещении будет или слишком тепло, или слишком прохладно, компоненты, которые входят в рецепт смазки перестают быть в связанном состоянии и в итоге происходит расслоение и применять его в силовом агрегате автомобиля недопустимо.
  3. Кроме означенной выше температуры, на срок хранения масла, оказывает влияние уровень влажности и другие климатические характеристики. Даже если жидкость находится в заводской упаковке, она не всегда может гарантировать герметичность ёмкости и в нее поступает воздух. В результате этого, начинаются реакции, приводящие смазку в полную негодность.
  4. Хранение ГСМ, выполняется при отсутствии воздействия солнечных лучей. В действительности, это правило предъявляют к любым товарам. Под действием солнца, канистра начинает нагреваться, и это приводит к активизации реакций окисления и разложения веществ, входящих в его состав. Кроме этого, под нагревом может быть повреждена герметичность ёмкости.
  5. Негативно отражается на свойствах жидких смазок, их хранение в таре, выполненной из полимерных материалов. Жидкость входит во взаимодействие с материалом из которого сделана канистра.

В случае если герметичность тары повреждена, то срок складирования моторного масла в производственной упаковке сокращается до 2 – 3 лет.

Продуктивность работы масла, зависит от добавок, входящих в его состав. Присадки представляют собой сложные нерастворимые молекулы. То есть, жидкая смазка находится в состоянии суспензии.

Добавки в присадки

Продуктивность работы масла, зависит от добавок, входящих в его состав.

С течением времени, присадки выпадают в осадок, а это приводит к расслоению жидкости, вязкость масла в верхних слоях будет меньше чем в в тех, которые расположены ближе ко дну.

На основании сказанного напрашивается вывод, что на особенности хранения масел с присадками, влияет их количество и химический состав. Кстати, опыт говорит о том, что чем больше добавок входит в рецепт моторного масла, чем ниже срок годности масла. Поэтому масла с большим количеством присадок не стоит подвергать длительному хранению.

Для сохранения должных характеристик содержать моторные жидкости нужно при определенных условиях, иначе они перестают полноценно выполнять свои функции и могут нанести вред механизмам автомобиля.

Как правильно

Правила хранения не составляют труда:

  1. Тара должна быть герметично закрыта. Это предотвратит взаимодействие с воздухом и влагой, замедлит процесс окисления.
  2. Расположить вдали от солнечных лучей.
  3. Помещение должно быть снабжено вентиляцией.
  4. Температура должна поддерживаться на уровне 20… 25 °С, без резких перепадов.
  5. Поверхность должна оставаться в состоянии покоя, не вибрировать, иначе произойдет деление на фракции.

Наилучшим образом для этих целей подойдет проветриваемое складское помещение.

  1. Хранение на морозе категорически запрещено.
  2. Открытое хранение недопустимо.
Предлагаем ознакомиться  Договор безвозмездной передачи оборудования в собственность образец

Такой способ хранения в гараже приведет к порче. Прозрачный пластик не сможет защитить от света и резких температурных перепадов.

На балконе

Нельзя. Даже заводская упаковка не спасет от жары и мороза. После смены нескольких сезонов такую смазку можно будет только утилизировать.

Какой на самом деле срок годности моторного масла

Хранить масло необходимо только в помещениях с положительной температурой воздуха, не превышающей 20°C.

Заморозка машинного масла почти всегда ведет к его порче, хотя в первую очередь это относится к летнему маслу.

Зимнее и всесезонное приспособлено к работе при крайне низких температурах (до -43°C), так что заморозить его проблематично.

Не допускается воздействие на канистры с продукцией солнечного света и источников высоких температур.

Также важным является и сохранение герметичности емкости — открытая канистра с моторным маслом хранится вдвое меньше, чем нераспечатанная тара.

Может приводить к более быстрой порче продукции наличие в моторном масле большого количества присадок:

  1. моющих;
  2. антикоррозийных;
  3. противопенных и др.

Срок хранения масла

Как правильно хранить моторное масло

О присадках можно сказать следующее: они увеличивают эксплуатационные свойства, но сокращают период хранения (чем присадок больше, тем период хранения короче). Нерастворимые, сложные по молекулярному составу вещества находятся во взвешенном состоянии внутри смазочной жидкости и с течением времени опускаются на дно в виде твердого осадка. В результате плотность и вязкость состава увеличивается внизу, и уменьшается вверху.

Продукт со значительным количеством дополнительных компонентов рекомендуется приобретать в объемах, необходимых для разового применения, и не хранить. При покупке следует уделить внимание дате изготовления — оптимальный период с момента производства составляет 1,5 – 2 года. Если масло с присадками (и любое другое масло тоже) все же хранилось, перед использованием следует провести его проверку на пригодность.

Просроченное масло и последствия его применения

Обычно, автолюбители определяют пригодно масло или нет лишь по его запаху и цвету, но это не всегда является основополагающим критерием отбора. Ведь по этим критериям даже свежее масло одного производителя, находящееся в разных канистрах и имеющее идентичную дату производства, может отличаться. Получается так, потому что производитель, при определении качества смазки, полагается в первую очередь на его свойства и характеристики.

Многие владельцы автомобилей, чтобы не терять в деньгах на просроченном моторном масле, применяют для его «воскрешения» различного рода присадки. На самом деле, эта мера довольно сомнительна, и делать так многие эксперты не советуют. Ведь Вы, наверное, уже знакомы с тем, что практически любое моторное (да и любое другое) уже имеет в своем составе набор определенных присадочных элементов.

С истечением срока годности моторное масло теряет свои свойства, из-за чего больше не может поддерживать нормальную работу двигателя.

Вот лишь основные параметры, которые меняются при долгом хранении смазочного материала:

  1. Увеличение количества золы. Из-за распада присадок увеличивается зольность масла, что, в свою очередь, ухудшает работу свечей накаливания, повышает склонность к калильному зажиганию (неуправляемый процесс воспламенения смеси в цилиндре) и прогару поршней.
  2. Вязкость. Чем дольше хранится масло, чем сильнее изменяется его вязкость, причeм как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от состава.
  3. Набор присадок. Ряд присадок в масле имеют ограниченный срок годности, по истечении которого они могут работать некорректно или не работать вовсе, а также видоизменяться: менять удельный вес, температуру замерзания, кинематическую вязкость и другие параметры.

Чтобы определить, просрочен ли продукт, достаточно первичного осмотра:

  • Выпадение осадка. Визуально вы легко сможете отличить, допустимый это осадок (едва заметный), или опасный — крупнодисперсный. Если выпала пыль наподобие муки — всe в пределах нормы. Если же осадок в виде отдельных кусочков, пусть даже размером около миллиметра — масло, скорее всего, испорчено.
  • Слоистость и пузыри. Если масло расслоилось, проявился неравномерный окрас или пузырьки воздуха — продукт испорчен. Лучший способ убедиться в своих догадках: перелить небольшую часть масла в чистую прозрачную eмкость. Все дефекты будут хорошо заметны на просвет; в непрозрачных канистрах или бочках такие нюансы разглядеть гораздо сложнее.

Часто бывает так, что продавцы предлагают покупателям уже просроченное масло, уверяя их, что его срок хранения 5 лет. Кроме того, многие не обращают внимания на дату изготовления. Это, конечно, большая ошибка. Такие автомобилисты не понимают, что просроченный материал может быстро привести двигатель в негодность. Неизвестно также, в каких условиях хранилось моторное масло всё это время. Поэтому чем свежее дата изготовления, тем лучшим будет качество смазки.

Присадки, потеряв за время хранения свои основные свойства, при повышенных температурах в двигателе утратят способность находиться в растворённом состоянии. Такой исход приведёт к загрязнению всей системы смазки силового агрегата, не говоря уже о потере защитных свойств автомобильного смазывающего состава. Последствия такой метаморфозы будут губительными для мотора.

После слива просроченной смазки возникает соблазн промыть мотор специальной жидкостью, чтобы удалить её остатки. На самом деле лучше этого не делать. После каждого слива в моторе всё равно остаётся около 0,5 литра предыдущего «коктейля». Представьте себе, как будет воздействовать на детали двигателя оставшаяся промывка на протяжении 7–8 тысяч километров пробега. Поэтому лучше всего не использовать промывку, а лить такой же смазочный состав от того же изготовителя, только свежий.

Автомобилисты применяют смазки, даже по истечению срока годности. В принципе, если они хранились в соответствии с правилами хранения, то ничего страшного в этом нет, если речь идёт синтетике.

Двигатель

Последствие заливки в двигатель просроченного масла

Отдельные автовладельцы полагают, что изменение цвета или запаха говорит о недопустимости его использования по назначению. Но это не всегда так. Жидкая смазка от одного производителя может отличаться оттенком. Это обусловлено тем, что ключевым показателем жидкости считают технические параметры и небольшие отклонения по оттенку и запаху допустимы. Особенно это касается масел используемых в трансмиссии.

Некоторые автолюбители, в целях реанимации смазки, используют особые присадки, но лучше так не делать. Выпускаемые масла уже включают в себя необходимые присадки, и добавление новых, спровоцирует их взаимодействие друг с другом и никто не скажет как это может отразится на работе двигателя.

Проще всего определить просроченное масло можно по этикетке на емкости для хранения, просто прибавив срок годности к дате изготовления.

Если возникает необходимость, то определить просроченное масло можно и по внешним признакам.

У просроченного и испортившегося масла меняется химический состав и меняется структура — появляются:

  • сгустки;
  • взвеси;
  • темные пятна;
  • осадок;
  • конденсат на стенках емкости для хранения.

Как быть с отработанным маслом?

Если вы обслуживаете автомобиль на СТО, то этот вопрос на себя возьмeт автосервис. У дилера, как и у любого авторитетного автосервиса, есть договорeнности о вывозе отработанных жидкостей в соответствующие компании по приeму и переработке. При самостоятельной замене масла цепочка действий немного удлиняется.

Отработанное масло необходимо слить в герметичную канистру, беречь от попадания солнечных лучей и высокой температуры — точь в точь как в случае долгосрочного хранения. Не допускайте попадания в eмкости с «отработкой» воды: при долгом хранении там может появиться плесень.

Далее существует несколько путей «второй жизни» отработанного масла: рассмотрим их подробнее.

Переработка. В крупных городах существуют заводы по переработке, где из «старых» масел выделяют базовые масла, которые могут повторно использоваться. Главная сложность для простого автолюбителя: принимают «отработку» в больших количествах: от 50 литров. Средний автомобилист накопит такой объeм после 7-10 лет владения автомобилем!

Правда, на этом можно немного заработать: цены за литр сданной «отработки» колеблются в пределах 5-10 рублей.

Утилизация. Есть компании, которые занимаются утилизацией промышленных отходов, в том числе и всевозможных жидкостей. В этом методе больше неприятных сторон:

  • вам самим придeтся платить за утилизацию;
  • компании чаще всего не работают с частниками и малыми объeмами.

. На заре автомобилестроения и вплоть до 1980-х годов отработанное масло попросту сжигали. В то время, как мы сейчас понимаем, гораздо меньше задумывались о последствиях для природы и человеческого организма.

Сегодня этот процесс актуален только в том случае, если оборудование отвечает установленным экологическим нормам, а компания имеет соответствующее лицензирование.

Бытовое применение. Если в вашей семье есть автолюбители со стажем, то вы знаете, как может пригодиться отработанное масло. Представляем самые популярные места и способы применения.

  • Для отапливания помещений. Существует современное отопительное оборудование, которое работает на отработанных маслах — различные воздухонагреватели и котлы.
  • В качестве антикоррозийного средства. Старое масло хорошо подойдeт для обработки днища и порогов автомобиля для дополнительной защиты от ржавчины.
  • Для защиты древесины. «Отработка» убережeт деревянные конструкции от разбухания и гниения.
  • Как смазка замков, дверных петель, цепей, механизмов швейных машинок, садового инвентаря и прочего.

Неважно, будете ли вы использовать масло после замены или нет, соблюдайте меры предосторожности при его использовании и транспортировке. Отработанное масло продолжает быть токсичным и легковоспламеняемым.

И главное — выливать старые технические жидкости на землю, в водопровод или водоeм категорически запрещено. Помимо крупных штрафов лично вам, это наносит непоправимый урон природе и живым организмам.

, , , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector