Стильный юрист
Назад

Кому подчиняется главный бухгалтер по новому закону

Опубликовано: 09.04.2020
Время на чтение: 11 мин
0
11

Эффективное возложение обязанностей главного бухгалтера на финансового директора

Рассмотрим три сценария развития на примере успешно работающих на российском рынке компаний, в которых существует или существовало ранее совмещение должностей главного бухгалтера и финансового директора.

26.07.2019 года вступили в силу новые изменения в закон 402-ФЗ. В п. 3 ст. 9 в части, касающейся порядка составления «первички», было внесено дополнение, расширяющее полномочия главного бухгалтера (закон от 26.07.2019 № 247-ФЗ). Теперь на законодательном уровне утверждено, что письменные требования главного бухгалтера о соблюдении порядка оформления документации о фактах хозяйственной жизни, а также о предоставлении документов и сведений, которые нужны для ведения бухучета, обязательны для всех сотрудников компании.

ИЗМЕНЕНИЕ 7. РУКОВОДИТЕЛЬ И ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР — ОДНО ЛИЦО

Руководитель - это лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа (ст. 3 Закона N 402-ФЗ).

Однако важно отметить, что по сравнению с Законом N 129-ФЗ, согласно которому руководитель нес ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (п. 1 ст. 6), по Закону N 402-ФЗ руководитель организует ведение бухгалтерского учета и хранение финансовых документов (п. 1 ст. 7).

Обратите внимание, что в Законе N 402-ФЗ впервые четко сформулирован момент, когда отчетность считается составленной. Так, в соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Таким образом, руководитель ставит последнюю точку в работе бухгалтера по составлению всех видов отчетности.

Очевидно, законодатель, возложив на руководителя ответственность за ведение бухгалтерского учета и обязав его переложить этот груз на главного бухгалтера, посчитал свою миссию выполненной, поскольку в Законе N 402-ФЗ более о правах и обязанностях руководителя в отношении бухгалтерского учета не говорится.

Главный бухгалтер и финансовый директор: эффективный вариант совмещения должностей

При этом руководителю государственного (муниципального) учреждения важно помнить, какие права и обязанности возлагаются на него Инструкцией N 157н <1>.

Так, в соответствии с п. 16 Инструкции N 157н за руководителем сохраняется обязанность назначать комиссию по расследованию причин в случае пропажи, уничтожения или порчи первичных (сводных) учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета, а также принимать меры по восстановлению первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Руководитель учреждения (его заместитель) присутствует при маркировке предметов мягкого инвентаря <2>. При этом сами маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя (п. 118 Инструкции N 157н).

В Инструкции N 157н содержатся также требования к руководителю по организации работы с денежной наличностью и оформлению первичных документов.

По мнению автора, нормы, содержащиеся в Законе N 402-ФЗ, усиливают ответственность руководителей в части организации и ведения бухгалтерского учета.

Поэтому руководителям следует приобретать необходимые знания и навыки, чтобы снизить риски принятия необоснованных управленческих решений. Не случайно понятие "риск" появилось и в нормативных документах Минфина. Так, Приказом Минфина России от 19.10.2011 N 383 "О порядке осуществления в Министерстве финансов Российской Федерации оперативного мониторинга качества финансового менеджмента" впервые в отношении государственного сектора экономики введено понятие "бюджетный риск".

Бюджетные риски - это возможность невыполнения (полностью или частично) определенных параметров (характеристик) федерального бюджета, неэффективного управления ликвидностью счета по учету средств федерального бюджета, а также неэффективного использования средств федерального бюджета в текущем финансовом году при условии сохранения в течение текущего финансового года качества финансового менеджмента, достигнутого в отчетном периоде.

Повышение юридической и финансовой грамотности руководителей особенно актуально для государственного сектора экономики. Как правило, на должность руководителей бюджетных учреждений назначают профильных специалистов из работников данного учреждения: врачей, учителей, деятелей культуры и т.д. Нередко такие специалисты, обладая высоким профессиональным мастерством в своей профессии, при вступлении на руководящие должности не имеют необходимых навыков и знаний в области гражданского, бюджетного, налогового права.

Напомним также, что административная ответственность должностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности установлена ст. 15.11 КоАП РФ.

Учетной политике в Законе N 402-ФЗ посвящена отдельная ст. 8, согласно которой учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом (то есть организацией, учреждением) бухгалтерского учета.

Отмечается, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Приказом от 25.11.2011 N 160н Минфин ввел в действие с 1 января 2012 г. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), а также дал их разъяснения, которые в основном распространяются на коммерческие организации. Возможно, что уже в течение 2012 г. появятся стандарты, которые актуальны и для учреждений государственного сектора экономики.

Примечательно, что п. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ установлены новые условия изменения учетной политики, а именно:

  • изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.

Очевидно, что некоторые приказы Минфина, которые направлены на повышение качества информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений, можно рассматривать как причину для изменения учетной политики в течение отчетного периода.

Кому подчиняется главный бухгалтер по новому закону

Нельзя не отметить и один весьма важный момент: согласно ст. 5 Закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования его деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

И если активы, обязательства, источники, доходы и расходы давно являются объектом бухгалтерского учета, то "факт хозяйственной жизни" - явно новый объект учета.

Примечание. Факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Очевидно, что под фактом хозяйственной жизни подразумеваются хозяйственные операции, так как в ст. 9 Закона N 402-ФЗ отмечается, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Данный тезис Закона N 402-ФЗ совпадает с нормой, изложенной в ст. 9 Закона N 129-ФЗ, где указано, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Отметим, что в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, то непосредственно после его окончания. Это также соответствует норме п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, то непосредственно после ее окончания.

Очевидно, после вступления в силу в 2013 г. Закона N 402-ФЗ Минфин должен будет внести соответствующие уточнения в свои нормативные документы (приказы, инструкции) и исключить термин "хозяйственные операции", заменив его понятием "факт хозяйственной жизни".

Закон N 402-ФЗ содержит отдельные нормы, которые указывают на особенности регулирования бухгалтерской деятельности в организациях государственного сектора экономики. В ст. 3 Закона N 402-ФЗ содержится определение таких организаций.

Организации государственного сектора - это государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

На организации государственного сектора экономики согласно Закону N 402-ФЗ распространяются положения бюджетного законодательства РФ в следующих случаях:

  • при установлении форм первичных учетных документов (ст. 9);
  • при установлении регистров бухгалтерского учета (ст. 10);
  • при установлении состава бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 14);
  • в случае установления порядка составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации (ст. 16).

Напомним, что бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса и их деятельность регламентируется иными федеральными законами, в частности Инструкцией 157н, Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методическими указаниями по их применению".

ИЗМЕНЕНИЕ 1. ОТСУТСТВИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ

Законом № 129-ФЗ (ст. 7) были прямо установлены подчиненность, полномочия, обязанности и ответственность главного бухгалтера, обязательность его требований по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений для всех работников организации. Закон о бухучете аналогичные нормы уже не содержит.

Предлагаем ознакомиться  Преследование человека статья ук рф 119

Сравнение норм о статусе главного бухгалтера Закона о бухучете и Закона № 129-ФЗ

Теперь все эти вопросы должны регулироваться по общим правилам трудового законодательства и согласно локальным нормативным актам работодателя (должностным инструкциям, положению об организационной структуре организации и взаимодействии ее структурных подразделений, положению о бухгалтерии, положению о документообороте, графику документооборота и др.).

В пункте 2 ст. 7 Закона № 129-ФЗ было указано, что главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. В нашей компании есть еще и должность финансового директора, и долгое время между сотрудником, занимающим эту должность, и главбухом был конфликт. Финдиректор постоянно требовал изменить структуру подчинения, а главбух ссылался на требования закона и выполнял указания только генерального директора.

Кому подчиняется главный бухгалтер по новому закону

В итоге в конфликтных ситуациях финансовые проблемы решались у нас месяцами, да и не столько решались, сколько вся компания наблюдала за препирательством топ- менеджеров. С вступлением в силу нового Закона о бухучете вздохнули с облегчением, так как теперь имеем возможность урегулировать вопрос о подчинении главного бухгалтера самостоятельно. Подскажите, пожалуйста, как это сделать правильно?

Действительно, раньше главный бухгалтер подчинялся непосредственно руководителю организации, и в этих условиях во многих организациях возникали трения по поводу взаимоотношений финансового директора и главного бухгалтера в структуре подчинения. в условиях действия нового Закона о бухучете работодатель вправе самостоятельно решить вопрос подчинения главбуха.

Так, если главный бухгалтер возглавляет бухгалтерию, которая по функциональной структуре входит в состав финансового блока, можно:

  • (или) предусмотреть его подчинение непосредственно финансовому директору;
  • (или) описать процедуры согласования решений, полномочия и ответственность главного бухгалтера в локальном нормативном акте при традиционном его подчинении напрямую генеральному директору;
  • (или) предусмотреть, что главный бухгалтер подчиняется:
    • генеральному директору — по вопросам, отнесенным к его компетенции в сфере бухгалтерского учета, т. е. следует только его распоряжениям и указаниям;
    • финансовому директору — по всем иным вопросам, отнесенным к компетенции финансового директора.

Выбранный вариант необходимо отразить, например, в следующих документах:

  • Положении об организационной структуре организации и взаимодействии ее структурных подразделений;
  • Положении о бухгалтерии;
  • Положении о финансовом департаменте;
  • Должностной инструкции главного бухгалтера.?

Это необходимо еще и для того, чтобы к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности был привлечен тот работник, кто действительно виновен в нарушении законодательства.

Главный бухгалтер и финансовый директор: эффективный вариант совмещения должностей

Обратите внимание: вопросы подчиненности по должности не являются изменением ни трудовой функции, ни каких-либо других условий трудового договора, а значит, письменное согласие главного бухгалтера для вступления их в силу не требуется.

Руководитель компании дал задание всем подразделениям провести совместную работу и выяснить, по каким производственным вопросам какие структурные подразделения и с кем взаимодействуют, чтобы все основные правила коммуникации прописать в Положении о структуре организации. Курирует эту работу служба персонала.

Ранее обязательность для всех работников организации требований главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений была закреплена на законодательном уровне (абз. 2 п. 3 ст. 7 Закона № 129-ФЗ). В настоящее время в законе подобных требований не содержится, но их желательно закрепить в локальном документе, например в графике документооборота, который должен быть рациональным и удобным как для бухгалтерии, так и для всех остальных подразделений, и описывать весь путь прохождения каждого конкретного документа (от момента его оформления, контроля составления, утверждения (подписания) до передачи документа соответствующим подразделениям и последующего хранения, с указанием исполнителей, подразделений, количества экземпляров, сроков оформления и передачи в бухгалтерию, а также сроков хранения).

Фактически главный бухгалтер в настоящее время не несет ответственности ни за какие действия, совершенные организацией. Вместе с тем он, как и раньше, несет дисциплинарную ответственность на общих основаниях с другими работниками. То есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работодатель может вынести главному бухгалтеру замечание, объявить выговор или даже уволить (ст.

192 и 193 ТК РФ). Кроме того, главный бухгалтер, как и любой другой работник (в зависимости от совершенного деяния, наличия его вины, соблюдения сроков давности привлечения к ответственности) может быть привлечен к материальной, административной и даже уголовной ответственности (ст. 241, ч. 2 ст. 243 ТК РФ, п.

Главный бухгалтер в 2012 году

Прежде всего отметим, что в Законе N 402-ФЗ отсутствует отдельная статья, посвященная правам и обязанностям главного бухгалтера, подобно ст. 7 Закона N 129-ФЗ.

Однако в Законе N 402-ФЗ перечислены требования к лицам, которые претендуют на должность главного бухгалтера <3>. Им необходимо:

  • иметь высшее профессиональное образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Названные требования актуальны прежде всего для тех, кто предполагает работать в должности главного бухгалтера в коммерческих структурах, органах управления государственных и территориальных внебюджетных фондов.

Однако такие требования не распространяются на бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений.

Тем не менее дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами <4>.

Кроме того, в том случае, если руководитель учреждения предполагает заключить договор гражданско-правового характера об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с физическим лицом, это физическое лицо также должно соответствовать требованиям, установленным ст. 7 Закона N 402-ФЗ. В случае когда договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета заключается с юридическим лицом, последнее должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям организации ведения бухгалтерского учета, установленным п. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. И с этими работниками должен быть заключен трудовой договор.

Напомним, что в соответствии с п. 5 Инструкции N 157н ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности руководитель учреждения вправе передать по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Теперь основные полномочия главного бухгалтера государственного (муниципального) учреждения содержатся только в п. 8 Инструкции N 157н.

Напомним, что в государственных (муниципальных) учреждениях независимо от их типа без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры к исполнению и бухгалтерскому учету не принимаются.

Исключение из этого правила - документы, подписываемые руководителем органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, если особенности оформления таких документов определяются законами и (или) нормативными правовыми актами РФ.

ИЗМЕНЕНИЕ 2. ВВЕДЕНИЕ ОДНОУРОВНЕВОЙ ПОДПИСИ

В настоящее время вносим изменения в должностную инструкцию главного бухгалтера. «Споткнулись» на его полномочиях. Например, право подписи документов. Как известно, в настоящее время на финансовой документации достаточно одной подписи — руководителя организации. Но как же быть с требованиями о двухуровневой подписи, содержащимися в нормативных документах по бухучету, которые официально не отменены?

Главный бухгалтер и финансовый директор: эффективный вариант совмещения должностей

В новом Законе о бухучете отсутствуют положения о необходимости подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, документах, подтверждающих финансовые и кредитные обязательства, а также на документах, которыми оформляются операции с денежными средствами, как это было предусмотрено ранее в абз. 3 п. 3 ст. 7, абз. 2 п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о бухучете до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных этим Законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления Закона в силу.

Абзацами 2 и 3 п. 14 Положения о бухучете предусмотрено, что документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых определяются отдельными указаниями Минфина России).

Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту. Таким образом, Положение о бухучете по существу повторяет и уточняет утратившие силу нормы Закона № 129-ФЗ.

Нормы подзаконных нормативных правовых актов, прямо корреспондирующие с утратившими силу положениями Закона № 129-ФЗ, Также утратили силу. Закон о бухучете устанавливает требования к первичным учетным документам, среди которых отсутствуют требования наличия подписи главного бухгалтера. Специальных требований для каких-либо отдельных видов первичных учетных документов в Законе не содержится.

Предлагаем ознакомиться  Жалоба на управляющую компанию УПРАВДОМ-НА ТЮМЕНСКОМ

Статья 30 Закона № 402-ФЗ говорит только о применении правил ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. При этом нормы абз. 3 п. 14 Положения о бухучете не содержат правил ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, а касаются вопросов действительности финансовых и кредитных обязательств и понятия таких обязательств.

Между тем данные вопросы регулируются гражданским законодательством РФ и не относятся к сфере регулирования бухгалтерского учета исходя из понятия бухгалтерского учета, данного в статье 1 Закона о бухучете. На этом основании нормы абз. 2, 3 п. 14 Положения о бухучете с 1 января 2013 г. не подлежат применению.

Вместе с тем после 31 декабря 2012 г. порядок подписания документов, которыми оформляются операции с денежными средствами, продолжает регулироваться нормативными правовыми актами, утвержденными уполномоченными органами на основании законодательства РФ, в частности Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории Российской Федерации, утв.

Банком России 12.10.2011 № 373-П, Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П. На этом основании подпись главного бухгалтера по-прежнему нужна на кассовых документах: в кассовой книге 0310004, на приходных кассовых ордерах 0310001, на расходных кассовых ордерах 0310002.

Согласно ч. 8 ст. 13 Закона о бухучете бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. В отличие от п. 5 ст. 13 Закона № 129-ФЗ подпись главного бухгалтера (должностного лица, ведущего бухгалтерский учет) на бухгалтерской отчетности теперь не нужна.

О спорных ситуациях

В новом Законе о бухучете несколько иначе изложен механизм разрешения спорных ситуаций, которые могут возникнуть между руководителем и главным бухгалтером (или лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета).

В случае когда разногласия возникают в отношении первичных документов и содержащихся в них данных, которые должны быть отражены в бухгалтерском учете, Закон N 402-ФЗ <5> предписывает главному бухгалтеру принимать (или не принимать) первичные учетные документы по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию.

В другом случае рассматривается ситуация отражения (неотражения) в бухгалтерской (финансовой) отчетности главным бухгалтером тех или иных операций (объектов бухгалтерского учета). При этом Закон N 402-ФЗ также предписывает главному бухгалтеру подчиниться руководителю на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта.

ИЗМЕНЕНИЕ 3. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

По Закону № 129-ФЗ (п. 2 ст. 7) главный бухгалтер нес ответственность за своевременность сдачи бухгалтерской отчетности, ее полноту и достоверность. Но даже тогда налоговые инспекторы пытались привлечь к ответственности за непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчетности не главного бухгалтера, а руководителя организации, хотя оспорить это в суде было совсем не сложно (постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18, Волгоградского областного суда от 06.03.2012 № 7а-131/12).?

Кто в настоящее время несет ответственность за нарушение сроков сдачи бухгалтерской отчетности или ее неполное представление?

В Законе о бухучете нет четкого разграничения полномочий руководителя и главного бухгалтера применительно к составлению и представлению отчетности, в нем сказано только, что ее составляет экономический субъект, т. е. организация, а не конкретное должностное лицо (ч. 2 ст. 13).

При этом «общая ответственность» за бухгалтерский учет и отчетность не возложена ни на руководителя, ни на главбуха. в отношении руководителя сказано, что он организует ведение бухгалтерского учета (а не несет за него ответственность), единоличная же ответственность возлагается на него только при наличии разногласий с главным бухгалтером, т. е. закреплен закрытый список ситуаций (ч. 1 и 8 ст. 7 Закона о бухучете).

В настоящее время запланирована разработка предложений по внесению изменений в законодательство за нарушение сроков раскрытия бухгалтерской отчетности (п. 17 плана Минфина на 2012-2015 гг., утв. приказом Минфина от 30.11.2011 № 440). Поэтому до принятия таких изменений при выборе должностного лица для привлечения к административной ответственности за опоздание со сдачей отчетности или ее неполное представление (ч. 1 ст. 15.6 коАП РФ) налоговая инспекция «по привычке» может выбрать главного бухгалтера.

На кого возложена ответственность за формирование учетной политики?

По Закону № 129-ФЗ главный бухгалтер также нес ответственность за формирование учетной политики. в Законе о бухучете аналогичной нормы нет, в нем сказано опять же, что экономический субъект, а не конкретное должностное лицо самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 2 ст. 8).

Можно ли взыскать с главного бухгалтера уплаченные организацией налоговые и страховые штрафы и пени?

Взыскать с главного бухгалтера уплаченные организацией налоговые и страховые штрафы и пени нельзя, поскольку законным представителем организации и перед налоговой инспекцией, и перед внебюджетными фондами является руководитель организации (п. 1 ст. 27 НК РФ, подп. 1 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.

1998 № 14-ФЗ «об обществах с ограниченной ответственностью», п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «об акционерных обществах», ч. 4 и 6 ст. 5.1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Закон 402-ФЗ: требования к главному бухгалтеру

В п. 4 ст. 7 закона 402-ФЗ приведены критерии для главбухов определенных субъектов предпринимательства.

Так, главный бухгалтер ОАО (кроме кредитных организаций), страховых компаний, НПФ, акционерных ивестфондов, управляющих компаний ПИФов, компаний, чьи ценные бумаги допущены к обращению на организованных торгах (исключая кредитные организации), бюджетных организаций, составляющих консолидированную бюджетную отчетность или консолидированную отчетность госучреждений, должен соответствовать следующим требованиям:

  • Необходимо наличие диплома о высшем образовании.

  • В течение пяти лет, предшествующих поступлению на должность главного бухгалтера, у кандидата на должность должен быть опыт бухгалтерской (с составлением отчетности) или аудиторской работы от трех лет в течение последних пяти лет (календарных).

  • Если высшее образование в сфере бухучета или аудита отсутствует, опыт бухгалтерской работы должен составлять пять и более лет, в течение последних семи календарных лет.

  • У кандидата на должность не должно быть неснятой судимости за экономические преступления.

Все эти требования относятся не только к сотруднику, который будет работать в штате компании, но и к физическому лицу, с которым субъект может подписать договор оказания услуг в сфере ведения бухучета. Если такой документ заключается с компанией, то у нее в штате должен присутствовать минимум один сотрудник, отвечающий требованиям, которые приведены выше.

Для кредитных организаций права и обязанности главного бухгалтера ФЗ 402 не устанавливает, они регламентируются отдельными правоустанавливающими актами ЦБ РФ.

Остальным субъектам при подборе кандидатур на должность главного бухгалтера следует использовать в качестве ориентира требования к квалификации, изложенные в профстандарте «Бухгалтер», утв. приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н.

Обязанности главного бухгалтера: ФЗ 402

В обязанности главного бухгалтера входит:

  • Полное ведение бухгалтерского учета субъекта.

  • Разработка и внедрение учетной политики (то есть, совокупности методов и способов осуществления бухгалтерского учета).

  • Учет всех финансовых операций компании.

  • Формирование всех учетных регистров и необходимой бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности.

Закон не обязывает лицо, на которого возложена обязанность организации бухучета, исполнять все эти функции единолично. Как правило, в распоряжении главного бухгалтера есть подчиненные, которые непосредственно исполняют все эти функции. Но при этом вся ответственность за допущенные ошибки все равно возлагается на главного бухгалтера.

Исключением будет ситуация, указанная в пункте 8 статьи 7 закона 402-ФЗ. Если у главного бухгалтера и руководителя компании возникают разногласия в части бухучета (принимать ли к учету определенные данные «первички», включать ли их в учетные регистры, отражать ли в отчетности), то последний имеет право издать письменное распоряжение, обязав главбуха вести отчетность так, как считает нужным он (руководитель). Но в этом случае вся ответственность в части, касающейся данного указания, с главного бухгалтера снимается.

Впервые на законодательном уровне введены специальные квалификационные требования к лицам, на которых возложено ведение бухгалтерского учета в общественно значимых компаниях, акции которых котируются на международном рынке. Установление этих требований является дополнительной мерой защиты интересов потенциальных инвесторов общественно значимых компаний, в том числе зарубежных, поскольку Закон о бухучете ставит во главу угла оценку финансового состояния экономического субъекта.

Предлагаем ознакомиться  Правила перехода пешеходного перехода: действующие нормы ПДД

Согласно ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

  • иметь высшее профессиональное образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Указанным требованиям также должны соответствовать физические лица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Юридические лица, оказывающие такие услуги, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям (ч. 6 ст. 7 Закона о бухучете).

Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами (ч. 5 ст. 7 Закона о бухучете).

Как видим, установленные Законом о бухучете требования к главным бухгалтерам достаточно простые. При этом ответственность за их нарушение не установлена. Это связано с тем, что ответственность является предметом других отраслей законодательства и обращаться в этом случае нужно к другим законам. Помните только, что у всех общественно значимых компаний, акции которых котируются на международном рынке, есть надзорные органы, контролирующие соблюдение действующего законодательства и имеющие для этого соответствующие механизмы воздействия.

Указанные требования обязательно нужно учесть специалистам кадровых служб общественно значимых компаний при заполнении формы для размещения вакансии и составления анкет кандидатов (соискателей) на вакантную должность главного бухгалтера.

Я работаю в отделе кадров страховой организации. В соответствии с новым Законом о бухучете к лицам, на которых в нашей организации возложено ведение бухгалтерского учета, предъявляются определенные квалификационные требования. Однако главный бухгалтер не имеет требуемого стажа работы. Является ли это основанием для его увольнения?

Перечисленные требования не применяются в отношении лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета на день вступления в силу Закона о бухучете (1 января 2013 г.). На это указано в ч. 2 ст. 30 Закона о бухучете. Фактически данной нормой закреплено конституционное право работника на неухудшение условий вследствие изменения законодательной базы.

В Законе о бухучете нет никаких упоминаний о необходимости профессиональной аттестации бухгалтеров как обязательном условии выполнения ими работы по должности главного бухгалтера любой компании.

Формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров было предложено в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283. в рамках реализации этого Постановления было разработано Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, одобренное Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, протокол № 8 от 30.09.1998 (далее — Положение об аттестации).

В пункте 1.2 Положения об аттестации установлено, что аттестация профессиональных бухгалтеров подтверждает:

  • соответствие специалиста требованиям профессиональной компетенции (уровень специальной подготовки, приобретенных навыков и накопленного опыта в соответствующей сфере деятельности);
  • способность специалиста в случае необходимости организовать качественную работу соответствующих служб в организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности, а также самостоятельно консультировать по вопросам бухгалтерского учета;
  • готовность специалиста к соблюдению норм профессиональной этики.

Аттестованным профессиональным бухгалтерам вручается квалификационный аттестат (п. 1.3 Положения об аттестации).

Пунктом 1.5 Положения об аттестации рекомендовано в организациях, подлежащих обязательному аудиту, назначение специалиста на должность главного бухгалтера производить только при наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера.

Утратившие силу...

Обратите внимание, что с момента начала действия с 1 января 2013 г. Закона N 402-ФЗ утратят силу следующие основные законодательные акты или их отдельные положения:

  • Закон N 129-ФЗ;
  • ст. 9 Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации";
  • ст. 3 Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации";
  • ст. 12 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Очевидно, что в течение 2012 г. в развитие отдельных норм и положений документа законодателем и соответствующими министерствами и ведомствами будут издаваться законодательные и нормативные акты. Поэтому руководителю необходимо внимательно следить за изменениями в законодательстве, регулирующими бухгалтерский учет, появлением стандартов учета. В свою очередь, на страницах журнала мы будем оперативно и подробно рассказывать читателям о наиболее важных документах.

А.С.Канашин

Аудитор

Санкт-Петербург

Кстати сказать

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, содержит перечень квалификационных требований к должности главного бухгалтера любой организации — это высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет. При этом в п. 10 «Общие положения» Квалификационного справочника указано, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Квалификационный справочник не является нормативным правовым документом, он носит лишь рекомендательный характер для организаций различных отраслей экономики, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (п. 2 постановления Минтруда России от 21.08.1998 № 37).

С 1 января 2013 г. указанные положения Квалификационного справочника в отношении должности главного бухгалтера общественно значимых компаний применять нельзя, поскольку они не соответствуют нормам ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете.

Кроме того, были изданы:

  • Положение об аттестации Ассоциированных членов Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, претендующих на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, утв. решением президентского Совета института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (протокол № 12/-05 от 21.12.2005);
  • Положение об аттестации Ассоциированных членов института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, претендующих на получение квалификационного аттестата резерва профессионального бухгалтера, утв. решением президентского Совета института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (протокол № 12/-05 от 21.12.2005).

В настоящее время многие бухгалтеры сдали (и продолжают сдавать) квалификационные экзамены, являются (становятся) членами института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России), регулярно повышают уровень своей профессиональной подготовки.

Тем не менее наличие квалификационного аттестата профессионального бухгалтера так и не получило законодательно определенного статуса. Закон о бухучете не выдвигает таких требований к главным бухгалтерам ни общественно значимых, ни обычных компаний.

https://www.youtube.com/watch?v=

Полагаем, что при размещении вакансий и в анкетах соискателей на должность главного бухгалтера вы можете указывать, что наличие квалификационного аттестата профессионального бухгалтера приветствуется как дополнительный фактор оценки профессиональной подготовки специалиста. так же как приветствуется в таких случаях наличие дипломов программ сертификации бухгалтеров по международным стандартам — МСФО ДипиФр (DipIFR), CPA, ACCA, CMA и др.

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector