Стильный юрист
Назад

Локальные нормативные акты содержащие сведения о данных рабочих местах

Опубликовано: 31.05.2020
Время на чтение: 15 мин
0
0

Общие требования к локальным нормативным актам организации

К основным общим требованиям можно отнести следующие требования:

  • локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников в случаях, установленных Трудовым кодексом;

  • нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;

  • локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись;

  • локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

Напомним об основных признаках ЛНА

В определении понятия «локальные нормативные акты» (далее — ЛНА) большую роль играет ст. 8 ТК РФ. В ней оговорено, что это документы, которые создает организация в рамках своих компетенций с опорой на нормы трудового законодательства. Еще один важный момент — локальные нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение для всех или нескольких работников. Это значит, что приказ об отпуске на конкретного работника, трудовой договор или график сменности нельзя рассматривать как ЛНА.

ЛНА имеют подзаконный характер, конкретизируют нормы федерального законодательства, уточняют особенности работы у определенного работодателя или на определенной должности. Эти документы позволяют автоматизировать и унифицировать многие процессы в организации.

Очень важно помнить, что ЛНА не могут ухудшать положение работника в сравнении с нормами централизованного законодательства. Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка может быть предусмотрен увеличенный дополнительный отпуск определенным категориям работников, но ни в коем случае отпуск не может быть меньше установленного законом.

При этом локальные нормативные акты работодателя должны быть доведены до сведения работника под роспись. Если он не исполняет положений кадрового документа, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Организации в случае нарушений грозит административная ответственность.

Издавать и утверждать ЛНА могут и обязаны работодатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели, если они не относятся к микропредприятиям.

Важно! С 2017 года микропредприятия могут отказаться от утверждения всех или нескольких ЛНА. Такое право им предоставляет новая глава ТК РФ — гл. 48.1 (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ). Напомним, что критерии для микропредприятий не так давно тоже претерпели изменения (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 29.12. 2015 № 408-ФЗ).

Приложение. ИНФОРМАЦИЯ о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2014 года N 348

Об утверждении Порядка представления информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов

(с изменениями на 31 декабря 2019 года)

https://www.youtube.com/watch?v=upload

(в ред. Постановлений Правительства Орловской области от 31.08.2015 N 400, от 19.01.2017 N 8, от 02.02.2018 N 44, от 14.02.2019 N 77, от 31.12.2019 N 759)

1. Утвердить прилагаемый Порядок представления информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Орловской области Нордстрем В.И.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства Орловской области от 31.12.2019 N 759)

Председатель ПравительстваОрловской областиВ.В.ПОТОМСКИЙ

Приложениек постановлениюПравительства Орловской областиот 18 ноября 2014 г. N 348

Локальные нормативные акты содержащие сведения о данных рабочих местах

ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О СОЗДАННЫХ ИЛИ ВЫДЕЛЕННЫХ РАБОЧИХ МЕСТАХ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В СООТВЕТСТВИИ С УСТАНОВЛЕННОЙ КВОТОЙ ДЛЯ ПРИЕМА НА РАБОТУ ИНВАЛИДОВ, ВКЛЮЧАЯ ИНФОРМАЦИЮ О ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТАХ, СОДЕРЖАЩИХ СВЕДЕНИЯ О ДАННЫХ РАБОЧИХ МЕСТАХ, ВЫПОЛНЕНИИ КВОТЫ ДЛЯ ПРИЕМА НА РАБОТУ ИНВАЛИДОВ

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с частью 8 статьи 3 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года N 726-ОЗ "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области" и определяет порядок представления информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (далее - информация).

Предлагаем ознакомиться  Сколько рабочих часов в месяце

2. Информацию представляют работодатели, на которых распространяется действие Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года N 726-ОЗ "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области" (далее - работодатели).

3. Информация представляется по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

4. Информация представляется в казенные учреждения Орловской области "Центр занятости населения района" (далее также - КУ ОО "ЦЗН района") по юридическому адресу работодателя ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

5. Информация представляется на бумажном носителе или в форме электронного документа. Информация, представленная в форме электронного документа, подписывается электронной подписью в соответствии с действующим законодательством.

6. За непредставление или несвоевременное представление информации либо представление такой информации в неполном объеме или в искаженном виде работодатель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

(в редакции Приказов ДТЗН Свердловской области от 05.08.2015 N 197, от 14.06.2017 N 149) ____________________________________________________________________Утратил силу на основании приказа Департамента по труду и занятости населенияСвердловской области от 30 августа 2019 года N 247____________________________________________________________________

Локальные нормативные акты содержащие сведения о данных рабочих местах

1. Утвердить Положение о представлении работодателями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области, информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах (прилагается).

2. Настоящий Приказ вступает в силу по истечении семи дней со дня его официального опубликования.

(в редакции Приказов ДТЗН Свердловской области от 05.08.2015 N 197, от 14.06.2017 N 149)

1. Настоящее Положение разработано в целях реализации Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и определяет порядок представления работодателями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области, информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.

2. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми работодателями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области (далее - работодатели), независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

3. Информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах (далее - информация), представляется ежемесячно, не позднее 01 числа месяца, следующего за отчетным. Представление информации по истечении указанного срока приравнивается к непредставлению информации.

Локальные нормативные акты содержащие сведения о данных рабочих местах

4. Информация представляется работодателями по форме согласно приложению к настоящему Положению в государственные казенные учреждения службы занятости населения Свердловской области (далее - центры занятости) по месту нахождения работодателя.

5. По согласованию с центрами занятости информация может быть направлена телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.

6. Департамент по труду и занятости населения Свердловской области и центры занятости вправе самостоятельно запрашивать у работодателей информацию.

7. Работодатели в случае непредставления или несвоевременного представления либо представления информации в неполном объеме или в искаженном виде в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящего Положения несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации и Свердловской области.

8. Выявление фактов непредставления или несвоевременного представления либо представления работодателями информации об имеющихся вакансиях в неполном объеме или в искаженном виде осуществляется Департаментом по труду и занятости населения Свердловской области и центрами занятости в соответствии с законодательством Свердловской области.

Приложениек Положениюо представлении работодателями,осуществляющими деятельностьна территории Свердловской области,информации о наличиисвободных рабочих мести вакантных должностей,включая информациюо локальных нормативных актах,содержащих сведения

(в редакции Приказа ДТЗН Свердловской области от 14.06.2017 N 149)

Наименование юридического лица/индивидуального предпринимателя/физического

лица (нужное подчеркнуть) _________________________________________________

Юридический адрес _________________________________________________________

Адрес индивидуального предпринимателя/физического лица ____________________

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Адрес (место нахождения) __________________________________________________

Номер контактного телефона ________________________________________________

Фамилия, имя, отчество представителя работодателя _________________________

Проезд (вид транспорта, название остановки) _______________________________

Организационно-правовая форма юридического лица ___________________________

Форма собственности: государственная, муниципальная, частная, общественные

объединения или организации (нужное подчеркнуть)

Вид экономической деятельности (по ОКВЭД) _________________________________

Социальные гарантии работникам: медицинское обслуживание,

санаторно-курортное обеспечение, обеспечение детскими дошкольными

учреждениями, условия для приема пищи во время перерыва (нужное

подчеркнуть)

Локальные нормативные акты, содержащие сведения о свободных рабочих местах

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

и вакантных должностях ____________________________________________________

Иные условия ______________________________________________________________

Наименование профессии

Квалификация

Необходимое количество работников

Характер работы

Заработная плата

Режим работы

Профессионально-квалификационные требования, образование, дополнительные навыки, опыт работы

Итоговый класс (подкласс) условий труда (по результатам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест)

Дополнительные пожелания к кандидатуре работника

Предоставление дополнительных социальных гарантий работнику

Нормальная продолжительность рабочего времени, ненормированный рабочий день, работа в режиме гибкого рабочего времени, сокращенная продолжительность рабочего времени, сменная работа, вахтовым методом

Начало работы

Окончание работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Предлагаем ознакомиться  Новые критерии инвалидности в 2020 году в России: изменения, свежие новости, закон об инвалидности

___________ 20__ г. Работодатель ___________ ________________________

(его представитель) (подпись) (фамилия, имя, отчество)

Наиболее распространенные формы таких актов - положение, правила и инструкция.

Локальными актами являются Правила внутреннего трудового распорядка, различные положения (о персональных данных, об оплате труда, об аттестации), инструкции по охране труда и т. п. 

К локальным нормативным актам относятся также штатное расписание и график отпусков.

Не относятся к локальным нормативным актам коллективные договоры и соглашения.

Локальные нормативные акты можно разделить на следующие виды:

  • обязательные - состав таких актов определен трудовым законодательством. К обязательным, в частности, относятся:

  • документ, устанавливающий порядок обработки и защиты персональных данных, например, Положение о персональных данных;

  • документ, устанавливающий систему оплаты труда, например, Положение об оплате труда;

  • правила внутреннего трудового распорядка;

  • правила и инструкции по охране труда;

  • документ, определяющий порядок аттестации.

  • необязательные - такие документы прямо не предусмотрены трудовым законодательством, работодатель принимает их по своему усмотрению. К необязательным локальным актам можно отнести положения о персонале, о добровольном медицинском страховании, должностные инструкции и т. д.

А конкретнее?

Как мы уже сказали, точного перечня локальных нормативных актов не существует, как нет и указаний на то, какие из них являются обязательными. В этом основная сложность работы с кадровыми документами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Можно выделить условно обязательные. Это те, наличие которых прописано в Трудовом кодексе, их чаще всего и запрашивают надзорные органы при проверке. К таким ЛНА можно отнести Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ), Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).

Однако способов оформить требования трудового законодательства может быть несколько, отсюда и вариативность в списке документов. Например, в ТК РФ прописано требование обозначить основные трудовые функции при приеме человека на работу. Работодатель может сделать это двумя способами: вписать их в трудовой договор или ознакомить нового сотрудника с должностной инструкцией.

Кроме того, большое значение имеет и специфика деятельности предприятия или отдельных категорий его сотрудников: работа, требующая обязательного медосмотра, деятельность, связанная с коммерческой тайной, и пр. В такой ситуации определить, какие из документов являются обязательными для работодателя, а какие факультативными, очень сложно.

Ниже представлен список локальных нормативных актов, которыми должны/могут пользоваться работодатели, чтобы регулировать трудовые отношения с работником. Это общие документы, действие которых распространяется на весь коллектив или на некоторые категории работников:

  1. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ).
  2. Положение о коммерческой тайне (Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).
  3. Должностные инструкции (письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0) — документ нужен, если трудовые функции не прописаны в трудовых договорах.
  4. Положение об оплате труда работников, Положение о премировании и материальном стимулировании работников (раздел VI ТК РФ).
  5. Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ).
  6. Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).
  7. Инструкции по электробезопасности, пожарной безопасности и охране труда (раздел X ТК РФ).
  8. Штатное расписание (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).
  9. График отпусков (ст. 123 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) — точки зрения на этот документ расходятся, чуть ниже мы поясним ситуацию.

Обратите внимание, должностные инструкции долгое время составлялись на основе ЕТКС. Сейчас идет процесс утверждения профессиональных стандартов. Для определенных профессий они уже являются обязательными. В остальных случаях профстандарты могут стать хорошей основой для разработки должностных инструкций.

Перечень локальных нормативных актов может быть дополнен положениями об отпусках, командировках, об аттестации персонала и пр. в соответствии с потребностями работодателя.

Широкое поле для трактовок Трудовой кодекс РФ оставляет и в отношении штатного расписания. Работодатель не обязан знакомить с ним работника, однако в письме Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1 говорится, что штатное расписание все же входит в группу локальных нормативных актов. Та же ситуация складывается с графиком отпусков.

Оформление локального нормативного акта

При оформлении локального нормативного акта используется бланк, который включает в себя:

  • наименование организации. Указывается оно в строгом соответствии с учредительными документами, включая полное и сокращенное наименование, в том числе на иностранном языке;

  • наименование вида документа. Указывается после наименования организации прописными буквами (ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т. д.);

  • дату регистрации (утверждения) и регистрационный номер документа;

  • место составления документа.

Страницы документа нумеруют со второй страницы. Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.

Разработать, утвердить, согласовать

Локальные нормативные акты имеют определенный порядок оформления, который устанавливается внутренним приказом руководителя. В разработке ЛНА могут принимать участие разные специалисты, включая руководителей профильных подразделений: вопросы оплаты труда курирует бухгалтер или экономист, правила внутреннего распорядка составляются при участии кадровика и пр.

После того как подробно прописаны все детали, документ должен быть согласован с другими структурными подразделениями. Свои замечания специалисты передают в письменной форме.

Предлагаем ознакомиться  Как оплачивают больничный военнослужащим по контракту

Трудовой кодекс утверждает правило согласовывать локальные акты еще и с профсоюзной организацией или с представительным органом работников (ст. 372 ТК РФ). В течение пяти дней их представители могут выдвинуть свои предложения в письменной форме. Но надо помнить, что эти формирования являются добровольными, на предприятии их может не быть. В таком случае документы руководитель утверждает самостоятельно.

Структура и содержание локальных нормативных актов

Структура и содержание локальных нормативных актов зависят от круга вопросов, в отношении которых необходимо принятие таких актов.

Условно структуру локальных нормативных актов можно разделить на следующие части:

  • общие положения: перечень регулируемых вопросов; нормативные правовые акты, в соответствии с которыми локальный нормативный акт принимается; подразделения или категории работников, подпадающие под его действие;

  • основная часть: права и обязанности работника и работодателя; процедуры, не определенные законодательством; порядок взаимодействия структурных подразделений в зависимости от специфики локального нормативного акта; действия сторон, сроки, ответственность и пр.

  • заключительные положения: время вступления локального нормативного акта в силу, порядок внесения изменений и дополнений, а также его отмены, перечень локальных нормативных актов или отдельных положений, прекращающих действие в связи с принятием нового акта.

Локальные нормативные акты могут содержать приложения, касающиеся вопросов, отраженных в этих актах. В этом случае делается отметка о наличии приложения.

Как правильно составить ЛНА

Трудовое законодательство не утверждает четких требований и к тому, как следует оформлять локальные нормативные акты. В большей степени это зависит от содержания конкретного документа. Однако руководителю предприятия и специалисту кадровой службы стоит ориентироваться на ГОСТ Р6.30-2003, в котором изложены требования к организационно-распорядительным документам, которые актуальны и для ЛНА.

Бланк локального нормативного акта содержит:

  • название организации согласно учредительным документам;
  • наименование документа (положение, правила и пр.);
  • номер документа, дата и место его утверждения либо документ, которым он был утвержден;
  • виза согласования, если документ согласовывался с вышестоящими организациями;
  • специальная отметка, если есть приложения к документу;
  • виза утверждения руководителем;
  • дата, когда документ вступает в силу, если она отличается от даты подписания и если это не прописано в документе, который утверждает ЛНА.

Принятие локальных нормативных актов

Создание каждого локального нормативного акта проходит несколько этапов: разработка, согласование, утверждение, введение в действие. Данный порядок может быть, в свою очередь, установлен локальным актом, например положением о порядке принятия локальных нормативных актов организации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем или со дня, указанного в этом документе.

Работодатель может принять локальные нормативные акты следующими способами:

  • утвердить;

  • издать приказ (распоряжение) об утверждении локального нормативного акта.

Утверждая локальный нормативный акт, работодатель должен поставить подпись в реквизите "Гриф утверждения документа".

Если локальный нормативный акт принимается путем издания приказа (распоряжения), то в приказе об утверждении локального нормативного акта необходимо отразить:

  • дату введения его в действие;

  • указание об ознакомлении работников с локальным нормативным актом и сроки для этого;

  • фамилии и должности лиц, ответственных за соблюдение локального нормативного акта;

  • другие условия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

И не забудьте о главном

Статья 22 ТК РФ обязывает работодателя под роспись знакомить работников с локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью. Большинство кадровых документов сотрудник изучает в момент принятия на работу (ст. 68 ТК РФ).

В ходе трудовой деятельности работник тоже знакомится с документами в тех случаях, когда:

  • на предприятии утвержден новый локальный нормативный акт, касающийся непосредственно этого человека;
  • изменившиеся условия труда работника требуют дополнительно урегулировать трудовые отношения.

Утвержденного порядка, как знакомить персонал с ЛНА, нет. Работодатель может выбрать любой из вариантов:

  • оформить отдельный журнал ознакомления работников с локальными документами;
  • к каждому ЛНА в качестве приложения составить лист ознакомления;
  • в качестве приложения к трудовому договору подготовить перечень ЛНА, с которыми знакомится сотрудник.

В части локальных нормативных актов работодателя в трудовом законодательстве множество неурегулированных моментов, тем сложнее задача специалиста кадровой службы. От того, насколько полно и правильно составлены документы, соблюдены все процедуры оформления, зависит решение многих спорных вопросов. Разработка локальной нормативной документации — это не только обязанность работодателя, но и его «страховка» от конфликтов с недобросовестными работниками.

Ознакомление работников с локальными нормативными актами

Работники должны быть ознакомлены под подпись со всеми локальными нормативными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Подтвердить факт ознакомления работников с локальными актами можно несколькими способами.

- подписью работника на листе ознакомления. Также должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и дата ознакомления.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Этот лист прилагается к каждому локальному нормативному акту, нумеруется, прошивается и скрепляется печатью и подписью должностного лица;

- подписью работника на отдельном документе - журнале ознакомления работников с локальными нормативными актами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

В отличие от листа ознакомления этот журнал предусматривает возможность ознакомления работников с несколькими локальными нормативными актами.

, , , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector