Стильный юрист
Назад

Обоюдное перестроение кто виноват

Опубликовано: 28.03.2020
Время на чтение: 9 мин
0
0

Что говорят ПДД о перестроении?

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

Рассмотри эти положения ПДД в зависимости от дорожной ситуации.

Как себя вести в случае ДТП

Каждый водитель должен четко знать порядок своих действий в случае, если произошло ДТП, независимо от того, является он виновником нарушения либо пострадавшей стороной. В случае, если на дороге произошла авария, то ее участник, в соответствии с пунктом 2.5. ПДД, должен выполнить следующее:

  • включить аварийную сигнализацию на автомобиле, если он оборудован ею, а также установить аварийный знак. В зависимости от того, где случилась авария, разнятся требования по расстоянию, на котором он должен быть выставлен по отношению к месту столкновения. Так, в городской местности знак должен устанавливаться на удалении 15 метров от места столкновения, а за пределами города – 30 метров. Если же ДТП произошло за непросматривающимся поворотом, то знак выставляется перед ним, для заблаговременного предупреждения других участников движения о неприятной ситуации на дороге;
  • все участники аварии, а также их автотранспорт, должны оставаться на месте столкновения до того момента, пока не приедут инспектора ГИБДД. Если же автомобили участников столкновения загораживают проезд и создают трудности для движения другому автотранспорту, то они могут быть убраны с проезжей части в том случае, если во время аварии пострадало только имущество. Однако большинство автоэкспертов рекомендует не торопиться убирать автомобили с места аварии, а предварительно набрать на телефон «горячей линии» полиции и получить консультацию от дежурного сотрудника ГИБДД относительно возможности убрать транспортное средство с проезжей части;
  • если принято решение убрать автотранспорт с дороги, то водитель должен зафиксировать положение автомобилей, участвовавших в происшествии. Сделать это необходимо в письменном виде, а также зафиксировав на фото либо видеокамеру, с привлечением свидетелей самой аварии;
  • в случае, когда в результате столкновения автомобилей присутствуют пострадавшие граждане, то им необходимо оказать первичную помощь, а также вызвать на место происшествия бригаду скорой помощи;
  • также необходимо попросить свидетелей аварии, которые не могут оставаться длительное время на месте происшествия, оставить свои контактные данные. В таком случае, представители ГИБДД, прибывшие на место ДТП, смогут связаться со свидетелями, при необходимости получения дополнительных разъяснений относительно аварии, и быстрее определить виновника столкновения. Если же свидетелей на месте происшествия не оказалось, а в прилегающем районе расположены жилые дома либо торговый центр, можно обойти данную территорию и постараться определить, нет ли там людей, которые могли быть свидетелями аварии;
  • набрать в ГИБДД и сообщить о самом событии и месте происшествия;
  • если же в результате столкновения при перестроении, пострадавшие лица отсутствуют, в самом ДТП участвовали только два автомобиля, и участники сходятся во мнении относительно виновника аварии, то в праве водителей ограничиться составлением Европротокола, без вызова на место происшествия представителей ГИБДД.

Также нужно порекомендовать сохранять спокойствие и рассудительность. Также нужно помнить, что во время перестроения приоритетное право движения находится у автомобилей, которые двигаются по полосе движения, а также того автотранспорта, которые заранее уведомил участников движения о планируемом маневре при помощи включения указателя поворота.

Ситуации при обгоне

Когда водитель спешит, ему медлительность впереди идущего транспорта иногда кажется непозволительной. В итоге возникает желание обойти препятствие в виде другого автомобиля путем обгона.

Здесь происходит перестроение из одной полосы в другую с последующим возвратом. Правила обгона подробно регламентированы главой 11 Правил дорожного движения.

Следует различать обгон и опережение. В первом случае происходит возврат в начальную полосу, во втором — нет.

Как правильно выполнить перестроение

В случае, если водителю необходимо выполнить перестроение из одного ряда движения в другой, он должен учитывать не только сам маневр, но и дополнительные нюансы, такие как скорость движения собственного авто и других участников, а также расстояние до других автомобилей.

Уважаемый посетитель!

Если у Вас возникают вопросы, Вы можете бесплатно задать их юристу по телефонам.

Наш юрист БЕСПЛАТНО Вас проконсультирует.

1.       Водитель автотранспорта обязан заблаговременно уведомить всех участников движения о запланированном маневре, путем включения указателей поворотов, а в случае, если они не работают, жестами руки.

2.       Совершая перестроение, водитель обязан пропустить те автомобили, которые двигаются по полосе движения не изменяя своего направления и не осуществляя маневрирования.

3.       Если сразу два транспортных средства, находящихся на разных полосах движения выполняют перестроение, то приоритет будет у того автомобиля, который двигается по правой полосе.

4.       Если перестроение выполняет пассажирский автобус от общественной остановки, то транспортное средство обязано его пропустить ввиду наличия приоритета у общественного автотранспорта.

Предлагаем ознакомиться  Дисквалификация должностных лиц

Помеха справа при перестроении по полосам

Помеха справа, как правило дорожного движения, при перестроении по полосам работает, только если автомобили перестраиваются одновременно. Когда один из них едет по своей полосе и не меняет ее, а второй перемещается на соседнюю, первый имеет преимущество в любом случае. Проще это понять на примерах:

  • S следует по левой полосе и собирается сместиться на среднюю. L в тот же момент с правой стремится на центральную. S должен уступить, так как он меняет полосу, и L является для него той самой помехой.
  • F едет по центру, V хочет перебраться туда же с правой стороны. Но F не должен уступать. В данном случае приоритет у него, ведь он не меняет траектории следования. И здесь правило помехи справа не работает.

В этом случае возникает справедливый вопрос: что делать?  Наиболее безопасное решение — уступить автомобилю с заканчивающейся полосой.

О сужении дороги нам расскажет разметка трассы. Также же существует дополнительный информатор в виде дорожного знака.

Если разметки нет

Однозначности в этом случае искать не приходится. Среди водителей бытует такое мнение, что красный обязан уступить, поскольку у него имеется помеха справа.

При этом водители совершенно справедливо ссылаются на пункт 8.9 ПДД, когда на определенном участке дорога не оснащена какими-либо знаками и полосами разметки.

Судебная практика 2020 г. подобные выводы поддерживает. Стоит отметить, что любая спорная ситуация рассматривается с учетом всех параметров маневрирования. При этом, судью будет больше интересовать факт, кто мог в большей степени предотвратить опасность возникновения ДТП.

Кто виноват в ДТП при перестроении

Авария при маневре может возникнуть в разных ситуациях. Виновного выявляют по совокупности нарушений правил.

В правый ряд

Уехать с левой полосы движения на правую бывает необходимо для того, чтобы покинуть круговой перекресток или по иным причинам. Но не все водители выполняют маневр верно. В результате спешащие автомобили сталкиваются.

Это значит, что ехавший левее водитель нарушил правило. И не имеет значения, что он подал сигнал о перестроении или находился чуть впереди оппонента. При установлении ответственного за ДТП не поможет и то, что водитель правой машины оказался нетрезв или не имел при себе документов. Его накажут за эти нарушения. Но виновным признают того, кто не уступил ему путь.

ДТП при перестроении в правый ряд

В левый ряд

Перестроение с правой полосы на расположенную левее тоже может завершиться аварией, если это путь несвободен. Виноват будет тот, кто не пропустил автомобиль, не меняющий полосу. То есть водитель, перестраивающейся машины. По правилам он должен дождаться, пока проедет левое ТС (пункт 8.4 ПДД). И лишь потом перемещаться на этот ряд самому. Правило «правой руки» здесь не работает, так как у не меняющего траектории автомобиля есть приоритет.

Спорные ситуации

Сложнее определить виновника ДТП, если дорога многополосная, или присутствуют факторы, которые можно трактовать в пользу любого участника. Так бывает, например, если:

  • Сталкиваются машины, ехавшие по одной полосе и решившие одновременно перестроиться на другую. Здесь признание водителя виновным зависит от скорости каждого авто, дистанции между ними, времени включения поворотника.
  • Рядов машин на дороге больше, чем размеченных полос. Например, первых 5, а путей всего 3. Естественно, что некоторые автомобили будут постоянно находиться в состоянии перестроения, то есть на разделительной линии. И если произойдет столкновение, для выявления виновника сотрудникам ГИБДД придется провести большую работу. Нужно выяснить, кто по какой полосе двигался, кого считать перестраивающимся и т.д. Помочь способны очевидцы и записи видеорегистратора.
  • Перестроение выполнено резко, и в конце маневра произошло столкновение. Так бывает, когда машина из левого ряда B нырнула на правый под носом у идущего по ней C. И если вторая врежется в первую, когда та уже перестроилась, виновным могут признать водителя C. Сотрудники ГИБДД решат, что он нарушил дистанцию или превысил скорость. Хотя по существу виновен скорее водитель B, но это доказать труднее.
  • Обе машины едут по разным разметкам параллельно друг другу и сталкиваются на полосе. Виновным скорее признают водителя автомобиля, который ехал левее. Здесь работает условие «правой руки», то есть он должен уступить. Но существует также возможность назвать виновником автомобилиста правого ТС. Ведь нельзя исключать, что это левая машина изначально шла по полосе, не меняя ряда. Тогда она имеет преимущество, а правая должна была ждать.
  • То же положение автомобилей, как в предыдущем случае, но они идут по многополосной дороге, и на ней множество других машин. Виновным могут признать того, что едет слева, ведь он движется по разметке, значит, перестраивается. По правилам он и обязан уступить. Но может оказаться, что именно левое авто двигалось, не меняя полосы. А правое его потеснило в сторону. В результате левая машина переместилась на разметку.

Если все так и было, виновен водитель правого ТС. Но это тоже нужно доказывать.

При обгоне

Спешащему водителю может казаться, что едущий по соседней или по его полосе автомобиль движется слишком медленно. Он может захотеть обогнать неторопливое ТС, перестроившись затем в его ряд. В такой ситуации ДТП тоже не исключается. Виновен в нем даже при совершении маневра в разрешенном месте:

  • водитель обгоняющего ТС, если не включил поворотник или не учел, что навстречу едет другая машина, есть иные причины не выполнять действие;
  • автомобилист обгоняемой машины, если намеренно мешает оппоненту совершить маневр (меняет траекторию движения, прибавляет скорость и т.д.).

Сложности в определении виновника аварии вероятны и при таких условиях. Для его точного установления проводят экспертизу и опрашивают очевидцев.

Наиболее часто ДТП в городах возникают именно при нарушении правил маневрирования. В процессе управления автомобилем водители иногда совершает действия, о которых оповещает каким-либо сигналом. Выполнение такого быстрого маневра становится неожиданным для других участников движения, что и приводит к аварийным ситуациям.

Нарушения, которые приводят к ДТП, часто совершаются в период перестроения автомобиля. Совершается это в ситуациях:

  1. В случае возникновения на пути движения автомобиля неожиданного препятствия. Водитель производит его объезд. При этом он не подает сигнала о совершаемом маневре. Это является нарушением, поскольку другие водители не знают о намерениях впереди идущего автомобиля.
  2. Несоблюдение необходимого расстояния с двигающимся впереди автомобилем. При неожиданном торможении возможна авария.
  3. Двигаясь в условиях пробок, водители проявляют нетерпение. Они стремятся найти свободное пространство, и проникнуть в него. При этом не подают никакие сигналы. Поскольку таких нетерпеливых водителей много, в момент совершения ими маневра происходят аварии.
Предлагаем ознакомиться  Затопление квартиры определить кто виноват

В некоторых случаях нет возможности сразу принять однозначное решение в виновности одного из участников. Это относится к ситуациям:

  1. При одновременном перестроении машин, на одной полосе. Здесь начинается разбирательство. Учитывается скоростной режим движения, время включения поворота водителями и дистанция между автомобилями. Обычно проводится опрос свидетелей.
  2. Если произошла авария, когда количество рядов машин превышало число полос.
  3. При неожиданном обгоне, когда сзади идущий автомобиль уже совершил перестроение и находился в непосредственной близости. При этом он шел на такой же маневр. Часто в этом случае признается виновным второе транспортное средство. Ему предъявляется претензия в несоблюдении дистанции. В реальности аварийную ситуацию, создал первый автомобиль, внезапно идущий на обгон, даже с оповещением.
  4. Существуют столкновения на месте разметки полосы. Эти случаи наиболее сложные. Как правило, виноват тот водитель, который начал перестроение, не пропустив идущее транспортное средство по своему ряду. Иногда смещение автомобилей начинается одновременно. Тогда включается в действие пункт правил помехи справа.

Несмотря на то, что в большинстве случаев аварии во время перестроения не имеют тяжелых последствий, лучше их избегать. Для этого опытные водители советуют придерживаться следующих правил:

  1. Чтобы иметь больше свободного пространства для маневра, следует придерживаться правого края полосы.
  2. Не пересекать разметку без особых надобностей.
  3. Постоянно держать в зоне внимания, движущиеся рядом автомобили.
  4. В момент перестроения видеть ситуацию, происходящую на соседних полосах и знать, что творится сзади.
  5. Во время совершения маневра связанного с перестроением не совершать резких движений, повороты делать плавно и без суеты.

Если все эти рекомендации принять к сведению, то риск попасть в аварийную ситуацию будет небольшой.

Вышеперечисленные предписания строги, но на практике их соблюдение сопряжено с влиянием множества побочных факторов, поэтому в случае ДТП определение виновника может вызывать затруднения.

Нужно учитывать, что при анализе ДТП даже данные видеорегистратора не являются 100%-й гарантией вынесения решения в пользу того или иного участника происшествия. Главное здесь — соблюдать правила дорожного движения, не торопиться и быть взаимно вежливыми.

Определение виновника

Чтобы определить лицо, которое оказалось виновным в произошедшей аварии, необходимо понимать при каких обстоятельствах произошло столкновение автомобилей. ДТП может возникнуть вследствие взаимного перестроения автомобилей, при перестроении из правого ряда в левый и наоборот.

Если столкновение двух автомобилей случилось в тот момент, когда оба водителя выполняли маневр по перестроению, необходимо выяснить, какое транспортное средство находилось ближе к правой части дороги. Именно водитель данного транспортного средства имел преимущество при выполнении взаимного маневра, соответственно водитель автомобиля, который двигался слева, должен был предоставить ему преимущество. В данной ситуации действует принцип так называемой «помехи справа».

В случае возникновения такого ДТП установить виновного будет достаточно просто. Независимо от того, когда был включен сигнал левого поворота, водитель автомобиля, который совершал маневр, был обязан пропустить вперед абсолютно все транспортные средства, которые двигались по левой полосе, не меняя своего направления движения.

Если водитель совершал маневр перестроения с левой полосы движения на правую, в результате чего произошло столкновение, то виновным будет именно тот участник движения, который двигался по левой полосе. Согласно действующим требования ПДД, автомобиль, при движении по левой полосе, должен пропустить весь автотранспорт, передвигающийся по правой стороне.

 Если транспортное средство уже завершило перестроение и после этого произошло столкновение, то виновником ДТП будет тот автомобиль, который двигался позади авто, завершившего маневр перестроения. В отдельных ситуациях нарушителем может быть признан водитель ТС, которое выполняло маневр. 

Это произойдет в таких случаях:

  • автомобиль, двигавшийся справа, был вынужден применить экстренное торможение;
  • перестроение было выполнено внезапно;
  • водитель, который совершал перестроение, нарушил предельно допустимый скоростной режим.

Правила перестроения

Особенности осуществления маневра записаны в подпунктах раздела 8 ПДД:

  • перед перестроением автомобилист должен удостовериться, что во время действия он не помешает прочим участникам движения, не создаст аварийной ситуации;
  • он обязан заранее дать знать о своем намерении изменить траекторию следования другим водителям, включив поворотник;
  • автомобилист должен пропустить вперед тех, кто уже едет по полосе, на которую он собирается перестроиться;
  • при одновременном перестроении двух машин первой едет та, что справа, а другая уступает.

Правила перестроения из ряда в ряд в соответствии с ПДД заключаются в следующем:

  • желающий сменить линию движения обязан просигналить об этом другим водителям включением поворотника;
  • если лампочка не работает, намерение перестроиться следует показать вытянутой в сторону рукой;
  • уходить на другую полосу можно только после того, как по ней проехали автомобили, движущиеся в попутном направлении без изменения траектории, то есть им следует уступить;
  • если две машины одновременно начали маневр, пропускать нужно ту, что оказалась с правой стороны, она имеет преимущество;
  • выполнять действие разрешается только тогда, когда оно не может помешать другим участникам движения, создать угрожающую ситуацию.

Эти правила зафиксированы в пунктах 8.1 и 8.4 ПДД.

Штраф или другое наказание за ДТП?

При совершении аварии одним лишь штрафом автомобилист не отделается. И разделы КоАП, по которым будут наказывать нарушителя, разные:

  • если при перестроении он превысил скорость, то заплатит по статье 12.9 от 500 р. до 5000 р. или лишится ВУ на срок от 4 месяцев до года, в зависимости от того, насколько больше разрешенного был показатель;
  • тот, кто в ходе выполнения маневра долго ехал по разметке, отдаст 500 р. по статье 12.16;
  • если не включил поворотник перед перестроением, будет наказан по части 1 статьи 12.14:
  • к помешавшему проехать тому, кто имел приоритет, применят часть 3 статьи 12.14:

Ремонтировать разбитую машину потерпевшего будет страховая фирма виновника. Но если этих денег не хватит, скорее всего последнего ждет иск о возмещении урона. Возможно, что платить ему придется и за моральный ущерб, если ДТП было с пострадавшими или погибшими. К счастью, в подобных авариях последнее случается очень редко.

Предлагаем ознакомиться  Если прорвало батарею кто виноват
Нарушения при перестроении на перекрестке Штраф
Авто выехало на пересечение, несмотря на затор, и помешало транспорту, едущему в поперечном направлении по ч.1 ст.12.13 на 1000 р.
В результате смены ряда машина не уступила оппоненту, у которого есть приоритет в следовании через перекресток по ч.2 ст.12.13 на 1000 р.
Перед маневром не был зажжен поворотник по ч.1 ст. 12.14 на 500 р.

Штраф за нарушение разметки при перестроении

Нельзя пересекать линии 1.1, 1.3. Обе они являются сплошными и предназначены для разграничения траекторий следования транспорта, используются там, где их переезд может создать опасную ситуацию. Запрещено пересекать и 1.11, если ее пунктирная составляющая расположена слева.

Размер штрафа, который будет выписан в адрес нарушителя, будет зависеть от каждой конкретной ситуации. Прежде всего, представители ГИБДД, прибывшие на место аварии, должны установить какой пункт ПДД был нарушен. Именно этот момент будет определять взыскание, положенное для нарушителя.

Наиболее часто сумма денежного штрафа будет определяться такими статьями КоАП:

  1. Не включение указателя поворота при перестроении, приведшее к ДТП – статья 12.14. Размер наказания – 500 рублей.
  2. Долгое выполнение маневр, приведшее к столкновению автотранспорта – ст. 12.16 часть 1. Денежное наказание – 500 рублей.
  3. Непредоставление преимущества участникам движения при выполнении перестроения на перекрестке часть 2 статьи 12.13. Полагаемое взыскание – 1 тысяча рублей.
  4. Создание помехи на перекрестке тем автомобилям, которые выполняют поперечное движение (статья 12.13 часть 1). Полагаемое наказание – 1 000 рублей.
  5. Нарушение скоростного режима при выполнении перестроения (статья 12.9). Сумма штрафа – от 500 рублей до 5 тысяч.

Обоюдное перестроение кто виноват

Дополнительно, в случае доказательства, водитель может быть наказан штрафом в 500 рублей за нарушение требований дорожной разметки. Еще одна санкция – 1 тысяча рублей, будет положена нарушителю, если он не установил аварийный знак после произошедшего ДТП.

Также, независимо от суммы штрафа, нарушитель должен в полной мере возместить ущерб пострадавшему лицу либо лицам. В случае, когда в результате аварии здоровью пострадавших причинен тяжкий вред либо есть погибшие, то ответственность из административной автоматически становится уголовной.

В заключении нужно отметить, что каждый водитель должен помнить о той ответственности, которую он несет, сев за руль автомобиля. Необходимо четко придерживаться всех норм и правил ПДД, а также заблаговременно уведомлять всех участников движения о запланированном маневре.

Обоюдное перестроение по ПДД

Обоюдное перестроение регламентируется ПДД пунктом 8.4: преимущество имеет автомобиль, находящийся справа от оппонента. И если речь о машинах, движущихся по разным линиям следования параллельно или одна чуть быстрее другой, понятно, кто кому уступает. Какие могут возникнуть сложности при таком маневре:

  • Иногда его начинают автомобили, едущие друг за другом, это тоже обоюдное действие. Но в данной ситуации пункт 8.4 применить невозможно и четко определить, кто имеет преимущество, тоже нельзя. Водителям следует оценивать общую дорожную обстановку и поступать в соответствии с ней. Тот, кто едет сзади, находится в более выгодном положении, так как видит оппонента и контролирует его перемещения, не напрягаясь.
  • Маневр может выполняться на многополосной дороге на мосту. Собственно, правила здесь те же: уступать всем, кто не меняет траектории следования, помехе справа, не создавать опасной ситуации, не препятствовать другим ТС. Но если дорога двухполосная, перемещаться на соседнюю линию движения на мосту вообще запрещено. Ограничение регламентировано п.9.4 ПДД:

Кто уступает дорогу при обоюдном перестроении, зависит от изначального расположения ТС:

  • если они съезжаются на одну линию движения с разных, пропускает оппонента тот, у которого есть помеха справа;
  • если они едут по одной полосе друг за другом, пропускает другого тот автомобиль, которому это проще сделать без экстренного торможения и создания угрожающей ситуации иным образом.

Взаимное перестроение по ПДД

Взаимное перестроение в разделах ПДД отдельно не рассматривается, значит, оно выполняется, как предписывают пункты 8.1 и 8.4. Но здесь тоже могут быть нюансы:

  • перестроение
    Необходимость смещения двух машин в одну полосу. Если авто A стремится с крайне левой через центр на правую, и в это время маневр осуществляет машина B с правой на среднюю, водитель первой должен уступить.

Здесь обязательно выполняется требование п.8.4 «Правил…».

  • Необходимость осуществления маневра через несколько полос. Если автомобилю нужно переместиться с одной крайней на другую через центр, следует контролировать все участки. Потому что требование уступать едущим прямо по неизменной траектории и приближающимся справа не отменяется. Важная деталь действия: поворотник должен быть включен до тех пор, пока машина не окажется на нужном месте.

Сложность может представлять также рассматриваемый маневр перед перекрестком. Он здесь разрешен, ведь речь не об обгоне, а всего лишь перемещении на соседнюю полосу. Правила работают те же: уступать следующим по ряду строго прямо и автомобилям справа. Но водителю нужно быть особенно внимательным и постараться завершить действие до въезда на перекресток. Иначе на пути может оказаться транспорт, едущий по пересекающейся дороге.

Если он приближается справа, его направление главное, ему тоже уступают.

Рекомендации специалистов

ДТП при перестроении обычно не бывают с тяжелыми последствиями, но их лучше избегать. Или двигаться так, чтобы в случае аварии не стать виновником. Это возможно, если:

  • ридерживаться правого края своего ряда (так больше свободы для маневра и меньше риска);
  • не наезжать на разметку без намерения перестроиться;
  • анализировать дорожную ситуацию с учетом поведения других автомобилистов;
  • перед перестроением убедиться с помощью зеркал машины, что оно безопасно (нужно видеть две соседние полосы и то, что происходит сзади);
  • не делать рывков при выполнении маневра, ехать плавно.

Перестроение в другой ряд следует совершать, если оно действительно необходимо и возможно. Если водитель не уверен в своих силах, даже в пробке лучше оставаться в пределах прежней полосы. И никогда не перестраиваться в «мертвой зоне».

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector