Стильный юрист
Назад

Ограничение конкуренции это

Опубликовано: 08.06.2020
Время на чтение: 7 мин
0
0

Конкуренция в законодательстве

На законодательном уровне понятие конкуренции установлено в п. 7 ст. 4 федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135 (далее — Закон о конкуренции, ФЗ № 135). В общем виде конкуренция — это соперничество предприятий, в ходе которого каждое из них препятствует возникновению у других возможности самостоятельного воздействия на условия обращения товаров на рынке отдельной отрасли.

Закон о конкуренции регулирует правоотношения, возникающие между разными предприятиями, функционирующими в одной отрасли. Также он ограничивает права органов власти в области принятия актов или заключения соглашений, которые могут повлечь за собой устранение конкуренции.

Суть и признаки ограничения свободной конкуренции

Конкуренция – форма экономических отношений, выраженная в борьбе хозяйствующих субъектов, за эффективное использование факторов производства, одностороннее воздействие на условия обращения товаров, с целью присвоения коммерческой выгоды.

Таким образом, ограничение конкуренции – это комплекс мероприятий, направленных на нарушение свободной конкуренции, с целью извлечения дополнительной прибыли, захвата новых сегментов рынка.

В роли субъектов, оказывающих воздействие на рыночные отношения, могут выступать:

  • ИП;
  • коммерческие (некоммерческие) организации различных форм собственности;
  • органы исполнительной власти (федерального, регионального, местного уровней).

Согласно ФЗ №135 «О защите конкуренции», и ФЗ №401, ограничение имеет следующие признаки:

  1. Сокращение числа участников экономических отношений, не являющихся представителями одной группы.
  2. Манипуляция ценами, не связанная с объективными причинами (рост цен на сырье, введение новых налогов) для изменения условий товарооборота.
  3. Наличие антиконкурентного соглашения, относительно общих правил экономических отношений и распределения факторов производства.
  4. Отказ независимых друг от друга участников рыночных отношений от самостоятельных действий.
  5. Воздействие органов власти на участников товарно-денежных отношений, в противоречие нормативно-правовым (локальным) актам.
  6. Иные факторы, оказывающие влияние на развитие рыночных отношений.

Ограничение конкуренции это

Для достижения корыстных целей могут использоваться непредсказуемые способы, препятствующие развитию рынка.

К признакам ограничения конкуренции, перечисленным в п. 17 ст. 4 ФЗ № 135, относятся:

  1. Уменьшение числа компаний, функционирующих в определенной отрасли.
  2. Изменение цены товара, не связанное с объективными внешними факторами, влияющими на состояние рынка (увеличением цен на сырье, корректировкой налоговых ставок и пр.).
  3. Отказ компаний, не входящих в отдельное объединение, от осуществления самостоятельных действий на рынке.
  4. Наличие между отдельными компаниями соглашения, ограничивающего их действия, направленные на формирование конкурентной среды.
  5. Прочие действия компаний или объединений, позволяющие им оказывать одностороннее влияние на общие условия обращения товаров на рынке.
Предлагаем ознакомиться  Надо ли менять домовую книгу при смене собственника

Образование монополий как результат ограничения конкуренции

Отсутствие конкуренции на рынке свидетельствует о формировании естественных или искусственных монополий.

Естественная монополия – доминирующее положение компании в связи с применением особых факторов производства (единоличное обладание ресурсами, использование новых технологий, производственных мощностей и т.п.).  В результате роста цен, при такой форме рыночных отношений, потребителю придется приобретать тот же товар, но дороже.

Искусственная монополия – объединения предприятий, с целью получения коммерческой выгоды (сговор в формировании цен, создание барьеров конкурентам, применение рекламы и т.д.). Данная структура создается целенаправленно для удаления конкуренции, формируется под конкретные предприятия.

Уголовное наказание за ограничение конкуренции

Нормы ст. 178 УК РФ устанавливают ответственность за ограничение конкуренции, достигнутое путем формирования картеля. В том случае, если такое действие принесло государству или субъектам рыночных отношений ущерб, размер которого является крупным (10 млн руб. и более), совершившее его лицо может быть оштрафовано на сумму от 300 тыс.

до 0,5 млн руб. или эквивалент заработка осужденного за период от года до 2 лет. В качестве альтернативной меры наказания нарушитель может быть привлечен к принудительным работам продолжительностью не более 3 лет либо лишен свободы на тот же срок. Кроме того, суд может принять решение о необходимости установления запрета на осуществление виновником преступления определенных видов деятельности продолжительностью не более 1 года.

Если размер причиненного ущерба является особо крупным (30 млн руб. и более), нарушитель может быть привлечен к принудительным работам продолжительностью до 5 лет с лишением права на работу на определенных должностях до 3 лет (или без такового). Кроме того, суд может принять решение о лишении осужденного свободы на срок до 6 лет, а также оштрафовать его на сумму, не превышающую 1 млн руб.

Законодательное регулирование

Закон контролирует исключение дискриминации пользования ресурсам, Приказ ФАС РФ No108регулирует порядок оценки и анализа конкурентной среды. Для правовой защиты участников рынка создано антимонопольное законодательство.

Конституцией (ст.8) гарантирует свободу и защиту предпринимательства
ГК РФ (ст.1222) обозначает право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции
УК РФ (статья 178) предусматривает уголовную ответственность за действия нарушающие рыночное равновесие
КоАП РФ (ст.14.9) координирует правомерность властей
ФЗ №135 описывает основополагающие моменты взаимодействия участников рынка
ФЗ № 44 направлен на урегулирование госзакупок
ФЗ №147 регулирует экономические отношения при существовании естественных монополий
Закон №2395-1 Контролирует исключение дискриминации пользования ресурсами
Приказ ФАС РФ №108 регулирует порядок оценки и анализа конкурентной среды
Предлагаем ознакомиться  Методика расчета заработной платы на предприятии

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ответственность, как участников рыночных отношений, так и органов власти. 

Ограничение конкуренции это
Классификация конкуренции.
Гражданско-правовая возмещение вреда здоровья или имуществя
Административная ·         штраф (от 50 тыс.);

·         дисквалификация на 3 года;

Уголовная ·         штраф (от 300 тыс. до 500 тыс. руб.);

·         принудительные работы с невозможностью назначаться ряд должностей и заниматься обозначенными видами деятельности)

·         лишение свободы до 7 лет

Дисциплинарная ·         замечание;

·         выговор;

·         строгий выговор;

·         увольнение

Лица, права и интересы которых нарушены, могут урегулировать вопрос в судебном порядке.

Ограничение конкуренции органами власти

Текст гл. 15 ФЗ № 135 запрещает органам власти выполнять действия, принимать акты или заключать соглашения, которые в той или иной степени могут привести к недопущению либо ограничению или устранению конкуренции.

С целью недопущения ограничения конкуренции органам власти, в соответствии со ст. 15 ФЗ № 135, запрещается:

  1. Вводить ограничения и запреты на создание новых компаний, осуществление уже функционирующими компаниями некоторых действий и производство товаров, относящихся к определенным категориям.
  2. Препятствовать нормальному функционированию компаний без наличия весомых оснований.
  3. Ограничивать свободное перемещение товаров по территории страны, а также лишать компании прав на их приобретение, продажу и обмен.
  4. Самостоятельно определять партнеров, с которыми компании должны заключать соглашения, а также давать указания о порядке заключения таких договоров.
  5. Ограничивать право приобретателей товаров (пользователей услуг) на самостоятельный выбор поставщиков.
  6. Создавать условия, ущемляющие права отдельных компаний.
  1. Изменение цен или тарифов.
  2. Установление различных цен или тарифов на один и тот же товар, если необходимость такого подхода не имеет экономического, технологического или иного обоснования.
  3. Раздел рынка на несколько секторов в зависимости от количества продаваемых/покупаемых товаров, их ассортимента, состава продавцов/покупателей или территории, на которой они располагаются.
  4. Возникновение препятствий для выхода на рынок новых компаний, ухода с него уже существующих или их полного устранения.

Ограничение конкуренции это

По результатам рассмотрения жалобы на неправомерные действия властей, нарушающие законодательство о защите конкуренции, ФАС, в соответствии с п. 3 ст. 23 ФЗ № 135, может выдать предписание о следующих действиях:

  • внесение корректировок в нарушающие закон акты или отмене их действия;
  • изменение или прекращение действия соглашений, заключенных органами власти между собой или с предприятиями, функционирующими в отрасли;
  • принятие иных мер, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства.
Предлагаем ознакомиться  Как наследует супруг не совместно нажитое

Персональная ответственность за недопущение либо ограничение или устранение конкуренции на уровне органов власти установлена ст. 14.9 КоАП РФ: на допустившее их должностное лицо налагается денежный штраф в размере от 15 до 50 тыс. руб. В том случае, если ранее на нарушителя уже было наложено взыскание за такое деяние, он подлежит дисквалификации (освобождению от занимаемой должности) на срок, не превышающий 3 лет.

Итак, недопущение либо ограничение или устранение конкуренции имеет негативные последствия не только для продавцов товаров или поставщиков услуг, которые не могут выйти на рынок, уже занятый недобросовестным предпринимателем, но и для покупателей, которым при отсутствии более выгодных предложений приходится приобретать необходимые продукты по единственной заявленной цене.

Именно поэтому действующее законодательство устанавливает запрет на выполнение действий, влекущих за собой прекращение конкурентной борьбы на рынке. К ответственности за нарушение этого правила могут быть привлечены как представители предприятий, так и должностные лица, выполняющие определенные действия от имени органов власти.

Судебная практика

В качестве примеров судебных дел можно привести:

  • Тенденции снижения штрафов.
  • Неточное определение границ рынка.

Ограничение конкуренции это

В результате апелляционной жалобы ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» был снижен размер штрафа (назначенный за злоупотребление доминирования), с основанием: «Антимонопольный орган неверно отметил область границ рынка, на котором выявлены нарушения, в результате чего, штраф был назначен необоснованно».

Основные виды конкуренции:

  • Тяжелое материально-финансовое положение ответчика

В результате судебного процесса, был назначен штраф организации, за участие в сговоре (картели) при проведении торгов. Но Арбитражный суд Северокавказского округа признал правомерным снижение штрафа в 47 раз из-за неблагоприятного финансового положения нарушителя и несопоставимости вынесенных санкций с характером правонарушения. Первоначально назначенная сумма штрафа приведет к банкротству компании, и соответственно к невыполнению обязательств перед третьими лицами.

Развитие рыночных отношений в стране сопровождается действием свободной конкуренции. Намеренное ограничение данной формы экономических отношений, создает невыгодные условия обращения товаров на рынке как для потребителей, так и для конкурирующих фирм.

,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector