Стильный юрист
Назад

Патронатная семья: что это такое, порядок образования

Опубликовано: 23.05.2020
Время на чтение: 8 мин
0
3

Определение понятия «патронатный воспитатель»

Как выше было обозначено, патронатное воспитание – это форма устройства детей, которым требуется помощь в данный момент так называемое временное убежище в неродной семье, в целях привить навыки жизни вне детского дома, обзавестись социальными связями, отличными от круга детдомовцев, подготовить ребёнка ко взрослой жизни.

Если говорить грубо, то можно обозначить понятие воспитателя как лица, работающего за плату и воспитывающего ребёнка не в детском саду, а на дому. Работодателем в таком случае выступает служба по приёму детей, такая как детский дом, например.

Совершенно не каждый человек может взять на себя обязанности по воспитанию. Хоть требования, по сравнению с опекой, минимальные, но они всё же существуют.

Кандидат в воспитатели оценивается уполномоченной службой на предмет:

  • крепости здоровья;
  • уточняется есть ли жилая площадь;
  • какой статус у претендента.

При анализе вышеперечисленного, выводы делаются не на основе необходимого количества квадратов, то есть нормы усыновления не действуют. Специалисты смотрят жилище на предмет разумного проживания. Их интересует то, есть ли место в жилище, чтобы выделить свою кровать ребёнку, игровую зону небольшую.

Противопоказанием для должности патронатного воспитателя станет:

  • лишение судом дееспособности либо ограничение таковой;
  • тот факт, что лицо не является подданным Российской Федерации;
  • подтверждённое судом лишение прав родителя;
  • факт того, что лицо было отстранено ранее от должности усыновителя, опекуна или приёмного папы/ мамы;
  • доказанный факт проблем со здоровьем, которые делают невозможным достойное воспитание;
  • отсутствие у лица собственной жилплощади;
  • наличие судимости за преступления в сфере жизни и здоровья.

1.2 Законодательные аспекты патронатного воспитания

Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов (Где применяется патронатное воспитание).

В Ярославской области документом, регулирующим патронатные отношения, выступает Закон Ярославской области "О формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ярославской области" от 30.05.06. Данный Закон регулирует правоотношения по установлению форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ярославской области.

Закон состоит из пяти глав, регулирующих отношения семьи и ребенка.

Патронатная семья: что это такое, порядок образования

Первая глава отражает общие положения Закона. Основные понятия, применяемые в Законе:

  • патронат – форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью и оказания помощи выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;

  • патронатный воспитатель – совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее патронат в соответствии с положениями настоящего Закона.

Порядок и условия применения дополнительных форм устройства детей (то есть патронатное воспитание), оставшихся без попечения родителей, регулируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Ярославской области.

К основным задачам патроната данный Закон относит:

  1. реализация права ребенка жить и воспитываться в семье;

  2. социальная адаптация и социально-психологическая реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

  3. социализация несовершеннолетних;

  4. защита прав и законных интересов несовершеннолетних;

  5. постинтернатная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, данный Закон утверждает основные учреждения, которые организовывают патронатное воспитание – это государственные образовательные учреждения Ярославской области или муниципальные образовательные учреждения, учреждения социальной защиты населения, учреждения здравоохранения и другие учреждения, в которых содержатся (воспитываются и (или) обучаются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее – учреждение по патронату), в соответствии с их уставами.

Вторая глава данного Закона отражает организацию и осуществление патроната. Существует три вида патроната:

  1. патронатное воспитание – форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок передается на содержание и воспитание в семью патронатного воспитателя;

  2. патронатное воспитание в условиях гостевого режима – форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок передается на содержание и воспитание в семью патронатного воспитателя на срок до 30 дней;

  3. постинтернатный патронат – форма оказания патронатным воспитателем помощи выпускнику образовательного учреждения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период его адаптации к самостоятельной жизни.

Закон определяет лиц, которые могут быть переданы на патронатное воспитание. К ним относятся: дети-сироты, дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, дети, родители которых уклоняются без уважительных причин от воспитания, содержания детей или от защиты их прав и интересов, дети, родители которых неизвестны или их место нахождения не установлено, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Предлагаем ознакомиться  Медицинское страхование работников предприятия

Для установления патроната необходимо решение органа опеки и попечительства о возможности применения такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, для конкретного ребенка.

Передача несовершеннолетнего на патронатное воспитание не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и несовершеннолетним алиментных и наследственных правоотношений.

Основанием для установления патроната выступает договор о патронате, который заключается между органом опеки и попечительства, учреждением по патронату и патронатным воспитателем.

Понятие патронатного воспитания

План

Введение

1.
Сущность
понятия патронатного воспитания

1.1 Понятие
патронатного воспитания

Патронатная семья: что это такое, порядок образования

1.2 Законодательные
аспекты патронатного воспитания

2. Особенности
патронатного воспитания

2.1 Отличие
патронатного воспитания от других форм устройства детей-сирот

2.2 Организация
патронатной семьи

3. Опыт
патронатного воспитания в Ярославской области

Заключение

Список
использованной литературы

Патронатное
воспитание – форма устройства ребенка в семью при обязательном разграничении
прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между
патронатным воспитателем и уполномоченной организацией органа опеки и
попечительства. Смысл введения этой формы устройства – это необходимость
обеспечить профессиональную работу с ребенком и семьей как до, так и после
помещения ребенка в семью.

В России патронат стал
известен со времен Екатерины П, также он активно применялся в годы Великой
Отечественной войны для того, чтобы помочь детям, оставшимся без попечения
родителей.

Толковый словарь Даля
дает такое определение понятию "патрон" – покровитель, заступник, или
благодетель.

В развитых странах
благодаря широкому распространению этой формы устройства детей, оставшихся без
попечения родителей, отсутствуют детские дома.

Первая экспериментальная
площадка по устройству детей в патронатные семьи в России начала работать в
1994 году на базе Детского дома № 19 г. Москвы. За годы работы созданы
уникальные технологии обучения и сопровождения патронатных воспитателей, сотни
детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются не в стенах детского
дома, а в любящих и профессионально подготовленных семьях.

В настоящее время
патронат широко распространяется по всей России: в Москве, Московской,
Пермской, Владимирской, Новгородской, Курганской, Читинской, Ярославской
областях, в Архангельске, республике Карелия, в Башкортостане, Калининграде и
других регионах.

Патронатное воспитание
является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье
ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического
статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения
его в приют.

Опыт работы детского дома
№ 19 г. Москвы переняли уже более 20 регионов России. Во многих из них идея
патронатного воспитания была поддержана местными властями, в таких случаях
патронат распространялся активно и дал хорошие результаты. Уже сегодня в России
есть территории, с которых не поступает новых детей в казенные учреждения – все
они устраиваются в семьи.

Семья

Так что же дает
патронатное воспитание семье и ребенку? Почему оно является наиболее
перспективной формой устройства детей-сирот?

1.  
специальные
подготовительные занятия, на которых родители узнают, как воспитывать ребенка,
не рожденного в их семье; получают необходимые для этого навыки; реально
оценивают свои возможности; понимают, для какого ребенка их семья подойдет
наилучшим образом;

2.  
помощь и
поддержка государства, благодаря которой ребенок сохраняет льготы, положенные
воспитаннику детского дома (право на льготное поступление в учебное заведение,
на получение жилплощади по достижению 18 лет и пр.), а родители получают
пособие на его воспитание;

3.  
трудоустройство,
то есть с родителями заключается трудовой договор, по которому родитель
становится сотрудником детского дома, получает небольшую зарплату, ему идет
трудовой стаж и предоставляется отпуск;

4.  
постоянная помощь
высококвалифицированных специалистов, которая заключается в том, что в любое
время родители могут обратиться за консультациями к команде профессионалов:
врачам, психологам, педагогам, социальным работникам. Они помогут решить любые
вопросы – юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.;

5.  
получение новой
профессии и профессиональный рост, посредством посещения тренингов на "горячие"
темы – "Я воспитываю подростка", "Идем в школу", тренинг
родительских навыков "Я воспитываю ребенка" и т.д. Получая опыт,
патронатный воспитатель может стать настоящим профессионалом в деле воспитания
детей, и, возможно, найти не только ребенка для себя, но и свое призвание в
жизни.

1.  
возможность,
независимо от статуса, возраста и сроков пребывания, воспитываться в любящей
семье, а не в детском доме, то есть ребенок может быть помещен в патронатную
семью, несмотря на то, что у него есть кровные родители, которые не отказались
от него, и, несмотря на взрослый возраст;

Предлагаем ознакомиться  Кредитная амнистия вступит в силу с начала года

2.  
возможность для
ребенка иметь социальные гарантии, как и выпускники детского дома, воспитанники
патронатных семей имеют право на жилплощадь, льготы на медицинское обслуживание
и дополнительные права при получении высшего образования;

Дети

3.  
возможность для
ребенка приобретать полноценный жизненный опыт, то есть ребенок, воспитываясь в
любви и заботе, приобретает навык в семейных отношениях;

4.  
возможность для
ребенка получать квалифицированную помощь специалистов;

5.  
возможность
получить сведения о своих кровных родителях.

Таким образом,
патронатное воспитание является наиболее гибкой формой устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, которая позволяет устроить в семью
абсолютно любого ребенка, нуждающегося в этом, а в перспективе может заменить
систему социальных приютов и детских домов. Патронатное воспитание имеет
множество плюсов по сравнению с другими формами устройства, как для самих
воспитанников, так и для патронатных воспитателей.

Патронатное воспитание – форма устройства ребенка в семью при обязательном разграничении прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между патронатным воспитателем и уполномоченной организацией органа опеки и попечительства. Смысл введения этой формы устройства – это необходимость обеспечить профессиональную работу с ребенком и семьей как до, так и после помещения ребенка в семью.

Семья

В России патронат стал известен со времен Екатерины П, также он активно применялся в годы Великой Отечественной войны для того, чтобы помочь детям, оставшимся без попечения родителей.

Толковый словарь Даля дает такое определение понятию "патрон" – покровитель, заступник, или благодетель.

В развитых странах благодаря широкому распространению этой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют детские дома.

Первая экспериментальная площадка по устройству детей в патронатные семьи в России начала работать в 1994 году на базе Детского дома № 19 г. Москвы. За годы работы созданы уникальные технологии обучения и сопровождения патронатных воспитателей, сотни детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются не в стенах детского дома, а в любящих и профессионально подготовленных семьях.

В настоящее время патронат широко распространяется по всей России: в Москве, Московской, Пермской, Владимирской, Новгородской, Курганской, Читинской, Ярославской областях, в Архангельске, республике Карелия, в Башкортостане, Калининграде и других регионах.

Семья на прогулке

Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют.

Опыт работы детского дома № 19 г. Москвы переняли уже более 20 регионов России. Во многих из них идея патронатного воспитания была поддержана местными властями, в таких случаях патронат распространялся активно и дал хорошие результаты. Уже сегодня в России есть территории, с которых не поступает новых детей в казенные учреждения – все они устраиваются в семьи.

Так что же дает патронатное воспитание семье и ребенку? Почему оно является наиболее перспективной формой устройства детей-сирот?

Для патронатных воспитателей патронат это:

  1. специальные подготовительные занятия, на которых родители узнают, как воспитывать ребенка, не рожденного в их семье; получают необходимые для этого навыки; реально оценивают свои возможности; понимают, для какого ребенка их семья подойдет наилучшим образом;

  2. помощь и поддержка государства, благодаря которой ребенок сохраняет льготы, положенные воспитаннику детского дома (право на льготное поступление в учебное заведение, на получение жилплощади по достижению 18 лет и пр.), а родители получают пособие на его воспитание;

  3. трудоустройство, то есть с родителями заключается трудовой договор, по которому родитель становится сотрудником детского дома, получает небольшую зарплату, ему идет трудовой стаж и предоставляется отпуск;

  4. постоянная помощь высококвалифицированных специалистов, которая заключается в том, что в любое время родители могут обратиться за консультациями к команде профессионалов: врачам, психологам, педагогам, социальным работникам. Они помогут решить любые вопросы – юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.;

  5. получение новой профессии и профессиональный рост, посредством посещения тренингов на "горячие" темы – "Я воспитываю подростка", "Идем в школу", тренинг родительских навыков "Я воспитываю ребенка" и т.д. Получая опыт, патронатный воспитатель может стать настоящим профессионалом в деле воспитания детей, и, возможно, найти не только ребенка для себя, но и свое призвание в жизни.

Срок патронатного воспитания

Выделяется несколько вариантов оформлять воспитания:

  1. Семья на короткий срок. Такое может быть в том случае, если ребёнка временно изъяли у родителей. Например, родители больны либо не могут договориться между собой, постоянные скандалы, что мешает достойному воспитанию. Либо же родитель может быть лишён свободы. Вариантов масса. И вот именно на этот срок ребёнка передают на воспитание. Такое время может быть продлено.
  2. Постоянное воспитание. Здесь речь идёт о передаче дитя до совершеннолетия. Это актуально, когда родители лишены в правах, умерли либо по другим причинам отказались от своего ребёнка. Ещё актуально тогда, когда семья хочет оформить опекунство или усыновить ребёнка, но не может в силу недостаточности квадратных метров, или слишком строгих требований к приёмным семьям. Как мы и говорили требования к патронатному воспитателю менее строгие. Он не приравнивается к членам семьи воспитанника, и не наследуют имущество друг за другом, кроме случаев, когда они названы в завещании.
  3. Периодическое воспитание. Здесь можно провести параллель с пансионатом. То есть ребёнок всё время проводит в детском доме, а на каникулах и выходных живёт у воспитателя. Такой способ хорош тем, что семья перед усыновлением может протестировать свою готовность к такому ответственному шагу. Чтобы не разочаровать ожидания ребёнка.
Предлагаем ознакомиться  Обжалование постановления кассационной инстанции арбитражного суда

Кого могут передать в патронатную семью?

К ним относятся дети:

  • чьи родители объявлены пропавшими без вести;
  • родные которых лежат в больнице на длительном лечении;
  • у которых родители умерли;
  • чьи родственники лишены свободы;
  • если родители недееспособны или частичного недееспособны;
  • у чьих родителей отсутствует возможность обеспечивать своего ребёнка;
  • папа и мама которых тяжело больны;
  • если родные лишены родительских прав.

Когда специалисты опеки принимают решение о передаче в патронатную семью, они действуют в интересах ребёнка. И если он уже достиг возраста 10 лет, то интересуются его мнением. Когда решается судьба малышей, у которых есть браться и сёстры, их отдают в одну семью. Если такая возможность отсутствует, то они все остаются в детском доме. Исключения возможны лишь по состоянию здоровья.

Порядок оформления

Для начала стоит разузнать существует ли в городе специальная служба, которая занимается устройством детей в семьи, и какие требования предъявляются к воспитателю в регионе. Такой информацией, зачастую, обладает опекунский совет в администрации.

В том случае если подобная служба существует, порядок становления воспитателем следующий:

  • обращение с заявление в службу патроната;
  • всей семьёй пройти интервью;
  • получить результаты медицинского характера;
  • получить корочки воспитателя, пройдя специальные курсы по подготовке, которые длятся около 80 часов;
  • подготовить необходимые документы;
  • пообщаться с психологом и пройти тест на совместимость, на основании которого будет выбран ребёнок;
  • лично пообщаться с воспитанником;
  • разработать и подписать договор с уполномоченной службой.

Гражданин, который чувствует в себе силы и желание воспитывать ребёнка из детского дома, должен ответственно подойти к вопросу подготовки.

Необходимая документация

Как только граждане надумали стать патронатной семьёй для малыша, им нужно собрать ряд документов. Данный пакет подаётся по месту прописки в органы опеки.

Перечень документации может несколько отличаться в разных регионах, но к обязательным относятся следующие:

  • соответствующее заявление;
  • документ о доходе за последний год;
  • справка о здоровье;
  • документ, подтверждающий наличие жилплощади, которая соответствует установленным нормам;
  • если гражданин состоит в браке, то свидетельство о браке;
  • если заявитель проживает не один, то надлежаще оформленное согласие всех совершеннолетних, взять воспитанника;
  • текст о своей жизни;
  • бумага, которая подтверждает, что заявитель прошёл курсы патронов.

Составление договора

Наличие соглашения — это обязательное условие становления патронатной семьёй. В таком документе, обычно, указывается размер оплаты за услуги, определяется круг обязанностей.

Форма договора предполагает наличие разделов:

  1. Функции воспитателя, и обязанности специальной службы.
  2. Как будет происходить выплата вознаграждения.
  3. На какой срок заключён договор (краткосрочный, периодичный, до совершеннолетия).
  4. Какие бонусы положены патрону.

Перед подписанием соглашения его необходимо внимательно прочитать.

Адаптация

Одно из наиболее часто встречающихся препятствий, с которыми сталкиваются патронатные семьи — это проблемы адаптации воспитанника. С такими вопросами работают психологи службы патронажа.

В адаптации выделяют несколько этапов:

  1. Начальный. Данный период характеризуется абсолютно разными формами поведения. В течение месяца после покидания интернета, воспитанник может не выходить из своей комнаты, прятать игрушки и скрываться сам. Важно на данном этапе проявить терпение и заботу. Как только поведение начнёт меняться, это сигнал того, что наступил новый этап.
  2. Промежуточный. Срок такой адаптации около квартала. Оно отличается тем, что здесь начинает проявляться непростой характер малыша. Трудности могут возникать с элементарными вещами, такими как уборка, приведение себя в порядок. Ведь в детском доме за детей всё делают специальные работники. На этот счёт можно посоветоваться с психологами, если не получается справиться самим.
  3. Окончательный этап отличается тем, что ребёнок полностью акклиматизировался, и семья выглядит настоящей.
, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector