Стильный юрист
Назад

ВС РФ утвердил обзор практики по спорам связанным с применением положений 223-ФЗ

Опубликовано: 22.05.2020
Время на чтение: 4 мин
0
0

Контроль при проведении закупок

ВС РФ указал, что для информационного обеспечения закупки в документации должны содержаться достаточные сведения в том числе о ее объекте, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение. Речь шла об отсутствии в закупочной документации информации об объеме строительно-монтажных работ, их минимальной цене и способе ее определения, о разрешительных документах, подлежащих обязательному включению в состав заявки на участие в закупке.

В другом деле суд признал не нарушающим законодательство отсутствие в документации о закупке сведений о начальной (максимальной) цене договора, поскольку закупка проводилась в несколько этапов и цена договора устанавливалась уже на втором этапе после уточнения технического задания и конкурентных переговоров.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

1. При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектная документация подлежит размещению в составе документации о закупке. Проектной документацией определяются объем, содержание работ, в частности, архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 48 ГрК РФ).

2. При описании предмета закупки можно ссылаться на ГОСТы, СанПиНы, ТУ, не конкретизируя требования. Пункт 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ обязывает заказчика в документации о закупке установить требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

ВС РФ утвердил обзор практики по спорам связанным с применением положений 223-ФЗ

Исходя из положений ст. 309, 721, 783 ГК РФ качество и объем услуг должны соответствовать условиям договора, а также иным обязательным требованиям к качеству и безопасности, предусмотренным для услуг данного рода законодательством РФ, отвечать требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм, ведомственных приказов и других нормативных актов.

Закон № 223-ФЗ не содержит запрета устанавливать условия о соответствии услуг определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся необходимые требования к ним, а также качественные и технические характеристики этих услуг (п. 3 Обзора).

3. Использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие им участника может быть установлено объективно. Антимонопольный орган посчитал нарушением п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ установление заказчиком оценочных критериев выбора поставщика – профессионализм и наличие положительной деловой репутации, поскольку это неизмеряемые требования к участникам.

Суд указал, что нарушений нет, так как, несмотря на оценочный характер данных критериев, соответствие им участника закупки измеримо по условиям, содержащимся в закупочной документации: участник закупки должен обладать опытом работы на соответствующем товарном рынке не менее 5 лет и иметь не менее 10 исполненных договоров. Само по себе предъявление заказчиком названных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки.

4. Если документация о закупке и положение о закупке противоречат друг другу, применяется положение. В силу ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является локальным документом заказчика, регламентирующим его закупочную деятельность. При этом в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке (ч. 10 ст.

Предлагаем ознакомиться  Подсудность по месту исполнения договора по АПК РФ

4 Закона № 223-ФЗ). Так, суд удовлетворил требование участника о признании закупки недействительной, поскольку в положении о закупках установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки, не предполагающий возможность его расширения, но документация о закупке содержала требования к участникам, не предусмотренные положением.

1. Предъявление к ним особых требований, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем своих обязательств. В качестве примера рассмотрено дело, в котором, по мнению ФАС, заказчик нарушил Закон № 223-ФЗ, установив в качестве требований к участникам финансовые показатели – минимальную величину активов и выручки, чем заведомо ограничил круг участников. Суд указал на ошибочность позиции ФАС.

В рассмотренном деле финансовые показатели деятельности участника позволяют судить о его финансовой устойчивости и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названных критериев допуска к участию в закупке является обоснованным.

2. Установление требований о выполнении контракта лично, без привлечения субподрядчиков, отвечающих потребностям и интересам заказчика.

Суд указал, что запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям ст. 706 и 780 ГК РФ. Условие выполнения работ, являющихся предметом закупки, собственными силами может рассматриваться как нарушающее законодательство, если будет доказано, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Ограничивающими конкуренцию признаны:

  • требования о том, чтобы участник являлся производителем либо официальным дилером, поскольку потенциальный участник закупки может не быть производителем оборудования, но при этом поставлять закупаемое оборудование;

  • невыполнимые требования для участников, установленные заказчиками, например, если заказчик размещает извещение о проведении процедуры закупки в форме запроса предложений в электронной форме со сроком окончания приема заявок через один рабочий день со дня размещения извещения;

  • избрание способа закупки, который повлек ограничение круга участников. Так, установление в положении о закупке условия о том, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется во всех случаях и при любых потребностях заказчика без проведения конкурентных процедур будет нарушением ч. 1, 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ;

  • включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара.

Кроме того, суд подчеркнул, что при признании торгов или договора недействительными из-за ограничения конкуренции, то есть нарушения заказчиком Закона № 135-ФЗ, нужно выяснить наличие негативных последствий для лица, которое требует такого признания. Так, в п. 13 Обзора рассмотрена следующая ситуация.

Участник закупки обратился в суд с требованием о признании недействительными закупки и договора, заключенного победителем и заказчиком. Основанием для такого обращения послужило участие в торгах работника заказчика, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. По мнению судов, подобная ситуация действительно способна привести к ограничению конкуренции и является нарушением, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст.

Предлагаем ознакомиться  Где в платежке указывать уин образец

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если таковые нарушают права и законные интересы участника закупки.

Основания для рассмотрения жалоб следующие:

  • осуществление заказчиком закупки с нарушением требований законодательства или порядка подготовки и проведения закупки, содержащегося в положении о закупке;

  • неразмещение в ЕИС положения о закупке, изменений, внесенных в него, информации о закупке, документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей размещению, или нарушение сроков такого размещения;

  • предъявление к участникам требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

  • осуществление закупки в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

  • неразмещение в ЕИС информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

ВС РФ отметил, что только по данным основаниям рассматриваются жалобы участников с соблюдением процедуры, закрепленной в ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ. Это очень важно при определении законности предписания, выданного ФАС заказчику, – антимонопольный орган вправе принимать решения только по тем нарушениям, перечень которых предусмотрен ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ (п. 17 Обзора).

Меры ответственности

В пункте 12 Обзора Президиум ВС РФ обратил внимание на следующий момент.

Если участник нарушил условия участия в закупке, например, предоставил недостоверную информацию, а в конкурсной документации имеется условие о том, что заказчик вправе удерживать сумму обеспечения заявки в данном случае, это удержание представляет собой меру ответственности.

Так, участник предоставил недостоверную информацию о среднесписочном числе его работников. Заказчик по завершении конкурса не возвратил указанному участнику денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения. Участник требовал вернуть их через суд. Арбитражный суд удовлетворил требования, поскольку не установил умысла по искажению информации о численности персонала.

Апелляционная инстанция отменила это решение, поскольку исходя из положений ст. 421 ГК РФ, ст. 2, 3 Закона № 223-ФЗ заказчики вправе устанавливать в положении о закупке, закупочной документации требования об обеспечении заявки на участие в закупке, условия его предоставления, возврата и удержания. По условиям документации сообщение заведомо недостоверной информации является достаточным основанием для удержания обеспечения.

Заключение и изменение договора

1. Заказчик не вправе заключать договор по результатам закупки до истечения десятидневного срока на обжалование действий (бездействия) организатора (ч. 4 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ). Иное свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны заказчика.

Так, суды указали, что административный порядок обжалования в антимонопольном органе действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии является оперативной мерой, направленной на пресечение нарушений со стороны названных лиц, а также предотвращение нарушения прав участников.

Предлагаем ознакомиться  Судебная практика по полису ОСАГО

В соответствии с п. 19 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Сама по себе возможность оперативного оспаривания закупки требует от добросовестных заказчика и победителя закупки ожидания истечения срока на обжалование, установленного ч. 4 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ. Заключение заказчиком в такой ситуации договора с победителем закупки свидетельствует о заведомо недобросовестном поведении, в силу чего на основании ст. 10 и ч. 2 ст. 168 ГК РФ заключенный ими договор является ничтожным.

2. Нельзя изменять договор, если в результате корректировки изменятся условия, которые согласно документации о закупке имели значение для формирования заявок, установления цены договора или определения победителя.

Участник аукциона обратился в суд с требованием о признании недействительным дополнительного соглашения к договору, которым увеличена цена договора. Исковые требования удовлетворены по следующим основаниям.

Частью 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ предусмотрено право сторон на изменение договора по определению объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора. Подобные изменения возможны при условии обеспечения информационной открытости – путем размещения соответствующей информации на официальном сайте в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор.

Изменение условий договора с победителем допускается по основаниям, определенным ГК РФ, что само по себе не может свидетельствовать о нарушении требований ч. 1 и 2 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.

Однако дополнительным соглашением многократно увеличена цена договора. Такое изменение является произвольным, направлено на нивелирование условий проведенного аукциона (в частности, основной договор содержал условие о неизменности цены договора на протяжении всего срока его действия), не соответствует принципам осуществления закупок (эффективности, обеспечения конкуренции, недопущения злоупотреблений, в том числе коррупции).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

3. Нельзя признать договор недействительным по иску заказчика, если он сам нарушил правила его заключения. Согласно п. 5 ст. 166 ГК РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на это лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки. Так, в п.

20 Обзора ВС РФ привел решение, в котором заказчик требовал признать договор незаконным. Суд первой инстанции иск удовлетворил, а вот апелляционная инстанция отменила это решение. Заказчик признал договор поставки недействительным после его исполнения сторонами на протяжении года и при обстоятельствах, когда к нему был предъявлен встречный иск в связи с его недобросовестным поведением. При этом заказчик ссылался на собственные неправомерные действия при проведении закупки:

  • непринятие в письменном виде решения о проведении закупки;

  • неутверждение и неразработку документации о закупке;

  • неразмещение на официальном сайте информации о закупке.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Суд указал, что допущенные самим заказчиком нарушения не могут быть положены судом в основу признания договора недействительным по иску этого заказчика.

, , , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector