Стильный юрист
Назад

Федеральная собственность на землю

Опубликовано: 09.05.2020
Время на чтение: 4 мин
0
0

Общие и специфические основания возникновения федеральной собственности на землю

Как и само государство, отдельные его субъекты имеют право на приобретение участков земли по тем же основаниям, регулируемым в рамках гражданского закона. В частности, Гражданский кодекса РФ устанавливает, что любой субъект государства может выступать в качестве отдельного участника правовых отношений, если иное не установлено на уровне федерального законодательства или если это не противоречит его публично-правовому статусу.

1. Гражданско-правовые сделки:

  • мена;
  • дарение;
  • купля-продажа.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

2. Судебные решения о необходимости признания за определенным лицом его права на конкретный участок.

3. Документ о получении наследства по закону.

Помимо вышеперечисленных способов возникновения у государственного субъекта права собственности на землю, гражданским законодательством также устанавливается ряд специфических способов получения, среди которых:

  • конфискация участка;
  • изъятие земли для нужд государства или отдельного субъекта государства;
  • изъятие участка, использующегося не по своему целевому назначению.

В некоторых ситуациях в законодательных актах устанавливается преимущественное право приобретения участка именно отдельным субъектом государства.

Правовой режим земельных участков, находящихся в федеральной собственности, регламентируется ст. 17 Земельного кодекса РФ. В частности, данная правовая норма устанавливает основания возникновения собственности на землю, находящейся в федеральном ведомстве.

Федеральная собственность на землю

Таким образом, к землям федерального значения можно отнести:

  • участки, которые признаются таковыми согласно федеральным законам;
  • участки, находящиеся в собственности у российского государства, что стало возможным после разграничения государственных земель по различным категориям;
  • участки земель, которые были приобретены РФ с учетом правила и на основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Однако существуют и определенные специфические основания (правила), которые обуславливают собой процесс возникновения федеральной собственности на землю. Подобная экспроприация происходит двумя основными методами:

  • РФ может начать процесс, который подразумевает изъятие земельных участков, находящихся в собственности у частных лиц. Подобный механизм является достаточно ярким и показательным примером того, как осуществляется перевод участка из муниципальной или частной собственности граждан в федеральную. При этом право принудительного изъятия земельного участка для обеспечения муниципальных или же государственных нужд осуществляется посредством выкупа, что предусмотрено ст. 279 ГК РФ.
  • Национализация земли представляет собой второй способ возникновения права федеральной собственности на землю. Согласно пунктам ст. 235 ГК РФ условия и порядок подобного изъятия собственности у граждан подразумевают компенсационную выплату (выкуп) стоимости участка совместно с тем, когда будет опубликовано постановление, а также возмещение любых дополнительных издержек.

При этом следует понимать, что национализация земли и выкуп участков у граждан с целью обеспечения государственных нужд, не представляют собой один и тот же процесс, несмотря на то, что любая процедура осуществляется с дальнейшим возмещением финансовых убытков.

Понятие собственности на землю субъектов РФ. Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ

Отдельный субъект государства может обладать правом собственности на определенный участок земли согласно требованиям, установленным на уровне федерального законодательства.

Предлагаем ознакомиться  Арест имущества должника (земельного участка и машины) за неуплату алиментов || Как перевести задолженность по алиментам на участок земли

В качестве примера можно выделить закон об установлении на территории страны особых охраняемых территорий. Согласно данному закону определенные земли становятся собственностью отдельных субъектов государства, если речь идет об участках регионального значения.

Кроме того, согласно водному законодательству, участки с располагающимися на них водными объектами, не находящиеся в собственности государства, также относятся к собственности субъектов.

В отдельных случаях законодательными актами устанавливается право собственности на участки за определенными субъектами государства. В качестве примера можно выделить следующие земли:

  • участки земли, которые были предназначены размещения на них объектов краевого значения, согласно федеральному законодательству относятся к собственности Краснодарского края.
  • участки земли, которые были использованы для строительства объектов, необходимых для проведения Азиатско-тихоокеанского экономического саммита, также находятся в собственности Пермского края.

Изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа

Помимо вышеперечисленных способов, отдельный регион может получить право собственности на участок в процессе разграничение государственной собственности на землю. Данная процедура осуществляется на основании нескольких критериев.

Отдельно стоит отметить, что установленные критерии не распространяются на три города государственного значения:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Севастополь.

Данные субъекты отличаются от всех остальных тем, что к их собственности относится также и муниципальное имущество, при условии, что оно находится в границах данного региона. Здесь речь идет об отдельных частях города, на которых население самостоятельно осуществляет муниципальную власть или через специальные выборные органы.

Земельным кодексом РФ устанавливается определенный перечень критериев, руководствуясь которым осуществляется разграничение государственной собственности на участки земли.

К данным критериям относятся:

  • Критерий, подразумевающий под собой принадлежность определенного участка к публичной собственности располагающихся на нем зданий, сооружений и строений. Согласно данному критерию участки земли, на которых располагаются вышеперечисленные объекты, находящиеся в собственности определенных регионов страны, находятся в собственности данных субъектов государства.
  • Критерий, который подразумевает под собой принадлежность участка к виду публичной собственности располагающейся на нем организации. Также это может быть субъективный критерий, согласно которому определенному субъекту государства на праве собственности принадлежат участки земли, предоставленные в пользование органами федеральной власти отдельным субъектам казенных или унитарных предприятий и некоммерческим организациям, созданным на государственном уровне.
    Здесь стоит отдельно отметить, что исчерпывающий перечень организаций, пользующихся участками на каком-либо вещном праве с расположением которых государство связывает право собственности отдельных субъектов, намного уже полного перечня организаций, в ходе своей деятельности использующихся для определения государственного права собственности на землю.
  • Специальный критерий, который характеризует закрепление земель в собственности отдельно взятых субъектов государства. Данный критерий полностью созвучен первому основанию возникновения права собственности на землю у отдельного субъекта государства.

Отдельно стоит отметить, что данные критерии не распространяются на специально выделенные субъекты – города федерального значения, такие как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Процедура изъятия участков, находящихся в собственности у простых граждан, для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентируется Земельным кодексом РФ. Выкуп представляет собой один из самых востребованных правовых механизмов подобного изъятия. Однако закон гласит о том, что выкуп земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется лишь в исключительных случаях, что позволяет защитить интересы простых граждан.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Предлагаем ознакомиться  Как отстоять свои права на интеллектуальную собственность? Защита от контрафакта

Выкуп земельных участков для государственных или же муниципальных нужд происходит в том случае, если получено распоряжение исполнительного органа.

При этом подобное решение могут принимать как исполнительные органы на федеральном уровне, так и региональном. При этом органы местного самоуправления не имеют подобного права, поэтому чтобы осуществить выкуп для муниципальных нужд, местные органы власти должны обратиться к вышестоящим инстанциям.

Юридическая практика, направленная на выкуп земельных участков для нужд государства, как правило, подразумевает одновременный перевод права собственности третьему лицу. На подготовительной стадии изъятия после возникновения государственных и муниципальных нужд участие граждан, т.е. собственников участка, является обязательным условием для проведения сделки. Если этот порядок будет нарушен, то собственник может обратиться за защитой своих прав в суд.

Далее осуществляется процедура непосредственного изъятия земли, когда лицо получает выкуп за утраченную собственность.

Муниципальные органы имеют право обратиться к вышестоящим звеньям исполнительной власти за переводом определенной территории в муниципальную собственность, чтобы решить определенные проблемы и задачи.

Данное правило закреплено ст. 39.31 действующего ЗК РФ.

При этом процедура начинается с получения органами исполнительной власти заявления от главы муниципального образования, для которого требуется новый надел. Если земельный участок состоит на государственном учете, то вместе с заявлением на перевод территорий, находящихся в федеральной собственности, необходимо прикрепление документов с указанием кадастрового номера интересуемых участков. В случае если участок только будет образовываться, то должны быть вложены документы межевания.

Федеральный орган после получения заявления от муниципалитета обязан в течение одного месяца опубликовать постановление о том, что происходит передача собственности, или принять решение об отказе отчуждения участков, находящихся в собственности РФ.

Порядок изъятия земельного участка

Порядок и законодательная процедура изъятия земель у граждан закреплены земельным законодательством и подразумевают соблюдение нескольких ключевых стадий (осуществляется в соответствии с статьями 279-281 ГК РФ):

  • После того как будет принято решение об изъятии земель, находящихся у граждан в собственности, для государственных или муниципальных нужд, госорганы должны направить письменное уведомление владельцу в срок не позднее 1 года до того, как пройдет выкуп.
  • Правила и порядок изъятия собственности на землю предусматривают отдельные гарантии для граждан, подразумевающие, что в указанный срок после того, как будет получено постановление, участок не может быть изъят без воли субъекта правоотношений, какими бы не были причины возникновения государственных нужд.
  • Далее происходит процедура ценовых торгов: госорганы и собственник участка устанавливают выкуп за интересуемую землю.

Если владелец земельного участка считает, что подобное право госорганов на изъятие собственности незаконное, независимо от причины его возникновения, то он может обратиться в судебную инстанцию на основании гл. 24 АПК РФ и гл. 25 ГПК РФ.

Предлагаем ознакомиться  Последствием притворной сделки является

Принудительное изъятие земельного участка

Земельное право и законодательство предусматривают случаи, когда происходит принудительное изъятие земельного участка у граждан для муниципальных или государственных нужд. Регламентирует данный процесс ГК РФ, а именно ст. 235 ГК РФ, где дан исчерпывающий перечень возникновения оснований для подобных законных действий.

  • земельные участки, подлежащие изъятию, - это в первую очередь территории сельскохозяйственных угодий, которые использовались не по целевому назначению;
  • земельные участки, подлежащие изъятию, - это также территории, которые отчуждаются из-за нарушения собственником оснований договора, например, при невыплате кредита;
  • земельные участки, подлежащие изъятию, - это территории, которые необходимы для обеспечения нужд гражданской обороны.

При этом законодательство предусматривает основные виды принудительного изъятия земли:

  • Обязательным основанием для отчуждения земель при нарушении собственником условий договора (в первую очередь, кредитного) является решение судебного органа, которое должно вступить в силу. Если гражданин не исполняет решение суда, то возбуждается исполнительное производство. Иными словами, перевод из частной собственности происходит путем взыскания судебными приставами на основаниях исполнительного листа.
  • Реквизиция процедура принудительного изъятия земельной собственности, которая осуществляется во время чрезвычайных ситуаций. В данном случае принудительное отчуждение земли носит временный характер и направлено на защиту гражданских интересов, жизни и здоровья людей в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф.
  • Конфискация – это процесс, когда земельные участки, подлежащие изъятию, отчуждаются в пользу государства по причине административных нарушений или уголовно наказуемых деяний. Изъятие осуществляется на основе вынесенного судом решения.

Юридическая практика неоднократно фиксировала случаи, когда граждане блокировали принудительное изъятие земельных участков. Основная причина подобных прецедентов - вынесение решения об отчуждении земли муниципалитетами с нарушением правила о том, что муниципальные образования должны обращаться в подобных случаях к вышестоящим органам исполнительной власти.

Национализация как способ приобретения земельных участков в федеральную собственность

Национализация земли представляет собой самостоятельный механизм изъятия частных землевладений в федеральную собственность.

Если обратиться к гражданскому праву, то понятие «национализация земли» или другого имущества является одной из самых непроработанных категорий права. В литературе приводится несколько определений данному понятию, огласим лишь одно из них.

Национализация - это государственно-властный акт, созданный на законных основаниях, направленный на принудительное прекращение права частной собственности и передачу имущества в федеральную собственность с целью обеспечения условий для функционирования того или иного государственного сектора.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Данное определение позволяет вывести следующие отличительные черты национализации:

  • государственно-волевой акт, иными словами, национализация земель возможна только уполномоченными представителями органов исполнительной власти (ст. 35 Конституции РФ).
  • законный акт: национализация земли возможна только при соблюдении законности. В ином случае любые действия будут признаны насилием и принуждением со стороны органов государственной власти, несмотря на основания возникновения нужд.
  • принудительный акт: оспорить необходимость национализации невозможно, но при этом не должны отмечаться факты уменьшения размера имущества.
  • возмездный акт: национализация земли должна происходить только на основе равноценной выплаты владельцу справедливой стоимости земельного участка. В ином случае национализация земли будет признаваться незаконным действием со стороны органов исполнительной власти.
, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector