Стильный юрист
Назад

Как создать комиссию по проведению закупок

Опубликовано: 07.06.2020
Время на чтение: 9 мин
0
0

Комиссии заказчика в рамках 44-ФЗ

Комиссия по закупкам по 44 ФЗ — это коллегиальный орган, который выполняет задачи в процессе закупочной деятельности. Например, организует работу по рассмотрению заявок, которые поступили от участников процедуры. Разберемся, какими бывают, в чем особенности и как правильно организовать работу той или иной комиссии.

Закон о контрактной системе требует от заказчика создавать специальный орган по осуществлению закупок — комиссию по осуществлению закупок.

Это группа работников организации-заказчика, которые проводят работу по рассмотрению заявок, поступивших от участников во время проведения той или иной закупочной процедуры.

Организовывать ее требуется для всех процедур, кроме закупки у единственного поставщика. Следует обратить внимание, что такая группа людей является коллегиальным органом.

Не путайте ее с контрактной службой. Комиссия не организовывает всю процедуру, а занимается только рассмотрением поступивших предложений, при этом ее члены могут не быть сотрудниками контрактной службы. Главное — наличие компетенций и знаний, которые помогут корректно выбрать победителя.

Выделяются следующие виды комиссий (с ним нужно определиться при создании):

  • конкурсная (при проведении различных конкурсов, в т. ч. и электронных);
  • аукционная (для осуществления аукционов);
  • котировочная (в целях проведения запроса котировок, в т. ч. и электронных);
  • по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений, в т. ч. и электронных;
  • единая комиссия по осуществлению закупок 44-ФЗ (при проведении всех закупочных процедур, в т. ч. и электронных).

Важно учесть, что если заказчик проводит торги, не отличающиеся какой-либо спецификацией, то целесообразно создать единую комиссию. А в случае закупки специфического товара, что требует специальных познаний, можно создать ее лишь для проведения конкретной процедуры, а в состав включить специалистов или экспертов в нужной области.

Законом № 44-ФЗ предусмотрены требования к рассматриваемому коллегиальному органу.

Требования Описание
Требование к численности Число членов аукционной и конкурсной должно составлять не менее пяти человек. Число членов единой комиссии заказчика также должно быть не менее пяти. В состав других можно включить трех и более человек.
Требования к профессиональному составу Необходимо иметь в виду, что предпочтение должно отдаваться тем лицам, которые имеют знания в области закупок или специальные познания об объекте заказа.
Ограничения Также положениями закона предусмотрены ограничения на привлечение определенного рода лиц. К примеру, в работе коллегиального органа не принимают участие лица, которые подали заявки на участие в процедуре, или должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в данной сфере.

Как организовать

Решение о создании комиссии принимается заказчиком и оформляется изданием приказа в произвольной форме. При составлении следует указать вид, данные председателя, а также всех лиц, которые входят в ее состав.

Как создать

За исключением случаев, когда договор заключается с единственным поставщиком, заказчик обязан формировать комиссию из подготовленных специалистов, который будет определять, кто выполнит контракт (окажет услуги, поставит товары). Максимальное число членов единой комиссии заказчика и возможный состав законом не регламентированы, но слишком большой ее делать не стоит. Ведь при отсутствии на заседании половины ее членов оставшиеся эксперты работать не смогут. Это прямо запрещено п. 8 ст. 39 закона 44-ФЗ.

Чтобы определить поставщиков конкурентными способами, заказчик может создать одну или несколько следующих комиссий:

  • по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений.

Также заказчик может создать единую комиссию по проведению закупок, которая объединит функции всех вышеуказанных комиссий.

Об этом сказано в частях 1–3 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

При этом комиссия любого типа должна:

  • принимать и рассматривать заявки на участие в конкурсе (аукционе), запросе котировок и запросе предложений;
  • определять победителя (будущего поставщика);
  • отклонять заявки, которые поданы на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), если их содержание не соответствует установленным требованиям;
  • оформлять протоколы на каждом этапе определения поставщика.
Предлагаем ознакомиться  В течение какого времени должен быть выплачен расчет при увольнении

Как создать комиссию по проведению закупок

Об этом сказано в части 3 статьи 39, статье 52, частях 3, 5 статьи 53, частях 3, 6 статьи 67, частях 7–8 статьи 78, частях 10, 16 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Кроме того, каждая из комиссий выполняет свои специфические функции, связанные с особенностями способов определения поставщика. При этом единая комиссия может выполнять любые функции в зависимости от того, каким способом в каждом конкретном случае определяется поставщик (ч. 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

До начала проведения закупки заказчик должен принять решение о создании комиссии, определить ее состав, порядок работы и назначить председателя. Создавать комиссию не нужно, только если закупки проводят у единственного поставщика или подрядчика.

Если госорган передал полномочия по закупкам другой организации, то комиссию по закупкам создает именно эта организация, а также определяет порядок работы комиссии (ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), п. 6.4 совместного письма от 17 декабря 2014 г.

Минфина России № 02-02-05/65137 и Минстроя России № 26484-ЮР/08).

Комиссия по осуществлению закупок — это коллегиальный орган, минимальное количество участников в котором варьирует от 3 до 5. Еще на стадии подготовки к проведению закупки конкурентным способом определяются эксперты, способные выбрать исполнителей и подрядчиков госконтрактов.

КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня

Получить доступ

За исключением случаев, когда договор заключается с единственным поставщиком, заказчик обязан формировать комиссию из подготовленных специалистов, который будет определять, кто выполнит контракт (окажет услуги, поставит товары).

Максимальное число членов единой комиссии заказчика и возможный состав законом не регламентированы, но слишком большой ее делать не стоит. Ведь при отсутствии на заседании половины ее членов оставшиеся эксперты работать не смогут. Это прямо запрещено п.

8 ст. 39 закона 44-ФЗ.

Решение о создании комиссии принимается заказчиком. Ее состав и правила работы должны быть известны до проведения закупки, а точнее, до даты размещения извещения о ней. Для этого заказчику надо:

  • определить вид создаваемой комиссии (конкурсная, аукционная, котировочная, приемочная);
  • утвердить ее состав и председателя;
  • определить порядок работы.

Разберем каждый этап.

Закон позволяет создать единую комиссию, которая сможет выбрать исполнителя контракта без привязки к способу проведения закупки.

В то же время заказчик вправе формировать конкурсную, аукционную, котировочную, по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений — в зависимости от того, какой способ определения исполнителя будет использован. Срок действия комиссии также определяет заказчик.

Чаще всего организации проводят закупки, не отличающиеся особой спецификой. Поэтому целесообразнее формировать группу, которая сможет работать на всех тендерах.

В контрактной системе есть такое понятие, как приемочная комиссия заказчика. Комиссия по закупкам по 44-ФЗ бывает нужна для проверки качества исполнения договоров, анализа соответствия продукции, оговоренной договором, и ее приемки. Но на стадии отбора исполнителя в ней нет необходимости.

Подчеркнем, что приемочная комиссия – не обязанность, а право заказчика по 44-ФЗ. В федеральном законе только сказано, что товар принимается (экспертиза результатов осуществляется) собственными силами заказчика. Будет ли он для этого создавать отдельную приемочную комиссию или ограничится мнением разбирающихся в предмете закупки сотрудников – конкретного правила не предусмотрено.

44-ФЗ введено несколько требований к экспертам. Так, в единой и приемочной комиссии минимальное количество членов — 5 человек. При формировании конкурсной, аукционной и котировочной — заказчику следует отобрать не менее 3 специалистов.

Как создать комиссию по проведению закупок

Согласно ст. 39 закона о госзаказах, в состав комиссии, в том числе приемочной, должны входить лица, имеющие определенный уровень подготовки в этой сфере, а также обладающие особыми знаниями об объекте закупки. Сколько специально подготовленных специалистов должно быть, не указано, но желательно, чтобы их было не менее 50%.

Место работы эксперта роли не играет: это может быть сотрудник любой другой незаинтересованной в результатах закупки организации. В то же время заказчику запрещено привлекать граждан, которые:

  • организовывают/проводят закупки;
  • лично заинтересованы или могут повлиять на результаты определения исполнителя контракта;
  • наделены полномочиями по контролю в сфере госзаказов;
  • соответствуют иным критериям, перечисленным в ч. 6 ст. 39 закона.
Предлагаем ознакомиться  Гражданский кодекс дарение квартиры

Если будет установлено, что комиссия сформирована некорректно, неподходящих лиц придется заменить на тех специалистов, которые соответствуют установленным требованиям.

Чтобы комиссия функционировала на законных основаниях, надо выпустить приказ о ее создании. В нем следует прописать все важные вопросы относительно состава и правил работы экспертов.

Приказ о формировании комиссии нужен обязательно в письменной форме, а его содержание заказчик определяет самостоятельно с учетом действующих норм.

Как создать комиссию по проведению закупок

Положение о комиссии — документ необязательный. Но тогда все вопросы, связанные с функционированием группы специалистов, должны быть раскрыты в приказе. Речь идет о:

  • процедуре уведомления о месте, дате и времени проведения заседания;
  • регламенте проведения заседаний комиссии;
  • запрете на заочное ание и передачу делегирования полномочий третьим лицам;
  • правах и обязанностях экспертов, их ответственности;
  • основаниях и сроках изменения членов.

Пример положения

Закупочная комиссия представляет собой коллегию специалистов, созданную заказчиками по ФЗ-223 в целях решения определенных задач. Напрямую вопрос формирования, порядка работы комиссии по закупкам, ее функций и зоны ответственности не предусмотрен.

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-223, при закупках товаров и услуг заказчики должны руководствоваться не только данным законом, но и другими нормативно-правовыми актами: Конституцией, Гражданским кодексом и иными федеральными законами.

Напрямую указания на необходимость создания комиссии по закупкам в 223-ФЗ нет. Но в Гражданском кодексе есть соответствующая статья (447), в которой указано на то, что победителем конкурса может стать участник, выбранный по решению комиссии. Поэтому как минимум при проведении закупочных мероприятий через конкурс такая комиссия должна быть создана.

Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ-223 положение о закупке выступает документом, регламентирующим закупки заказчика, и в котором должны содержаться требования к закупке, порядок подготовки и проведения закупочных процедур и условия их применения.

Таким образом, именно Положение заказчика должно содержать регламент закупочных мероприятий, порядок создания комиссии и требования к ее членам (в частности, в отношении образования и количеству членов).

Комиссия может создаваться по разным признакам. Например, с позиции предмета закупки допускается создание отдельной комиссии по закупкам товарно-материальных ценностей или научно-исследовательских работ.

Заказчик может создавать закупочную комиссию по 223-ФЗ по правилам, указанным в 44-ФЗ.

Как создать комиссию по проведению закупок

В состав комиссии могут входить не только сотрудники компании, но и сторонние лица. При этом привлекать независимых экспертов допускается исключительно по договору с указанием прав, обязанностей и ответственности привлекаемых лиц.

Традиционно выделяются следующие группы участников в составе комиссии:

  1. Председатель закупочной комиссии. Он осуществляет общее руководство комиссией, ведет ее заседания, назначает ответственных членов комиссии (например, за вскрытие конвертов), оглашает обязательные к объявлению сведения, проводит переторжку, определяет порядок рассмотрения поступивших вопросов, выносит на обсуждение вопрос о привлечении к работе экспертов.
  2. Заместитель председателя, который выполняет функции председателя при его отсутствии.
  3. Рядовые члены комиссии. В их задачи входят ознакомление с материалами проводимой закупки, принятие решения о ее соответствии правилам и Положению о закупке, формирование мнения относительно допуска или отказа в допуске участника закупки, проведение оценки и сопоставление заявок от участников закупки.
  4. Секретарь комиссии. Он ведет протоколы проводимых заседаний, информирует членов о повестке дня, организует техническое обеспечение заседаний, информирует о необходимости замены членов комиссии, своевременно направляет членам комиссии материалы по вопросам повестки заседания.

Численность и состав комиссии определяется на усмотрение заказчика. Рекомендуется не слишком сильно расширять состав комиссии и формировать ее на условиях нечетного числа участников с правом голоса (например, 3 или 5 человек). Это может иметь смысл при необходимости принятия коллегиальных решений большинством .

Как организовать комиссии по закупкам в 2019 году

По сути это коллегиальный орган, который создается заказчиком для приема и рассмотрения заявок, допуска, отклонения или отстранения участников, признания победителя поставщиком либо уклонившимся от заключения контракта.

Коллегия должна состоять преимущественно из лиц, имеющих необходимые знания в отношении объекта сделки, квалификацию, прошедших переподготовку в сфере госзакупок. Причем специалисты не обязательно должны быть сотрудниками заказчика.

В то же время недопустимо, чтобы членами были:

  1. Эксперты, привлекаемые при проведении данной процедуры.
  2. Люди, которые заинтересованы в результатах торгов лично.
  3. Лица, подавшие заявки на участие в тендере.
  4. Сотрудники потенциальных участников.
  5. Лица, подверженные влиянию потенциальных участников.
  6. Родственники руководителя участника процедуры.
  7. Представители контрольного органа в сфере закупок.
Предлагаем ознакомиться  Кто должен согласовывать должностные инструкции

Если выяснится, что комиссия по осуществлению закупок включает кого-то из вышеуказанных лиц, то их нужно будет сразу же заменить на подходящие кандидатуры. Этим процессом заведует заказчик, который непосредственно создавал коллегию.

После положительного решения о приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ необходимо издать Приказ об утверждении ее состава. Формы для этого документа в законе не установлено.

Минимальное число членов здесь — 5 человек. При этом участвовать могут сотрудники контрактной службы и контрактный управляющий.

Как создать комиссию по проведению закупок

Порядок работы коллегии можно закрепить в отдельном Положении. А для упорядочивания документооборота при приемке стоит утвердить форму акта или заключения, в которых будет отражено решение (отказ или прием).

Сколько человек должно быть в составе комиссии

В составе конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее пяти человек. В котировочной комиссии и комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений – не менее трех человек. Требования к количеству членов комиссий определяет часть 3 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Комиссия должна состоять преимущественно из лиц, которые прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями о предмете закупки (ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). Это означает, что такие специалисты должны насчитывать не менее 50 процентов состава комиссии (письма Минэкономразвития России от 8 июля 2015 г. № Д28и-1910, от 6 сентября 2013 г. № Д28и-1030).

Также в состав комиссии необходимо включить лиц творческих профессий, если проводится открытый конкурс:

  • на создание произведения литературы или искусства (кроме компьютерных программ и баз данных),
  • на финансирование проката или показа национального фильма.

Их число должно быть не меньше 50 процентов от общего числа членов конкурсной комиссии. Такое правило предусматривает часть 4 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Кого можно и нельзя назначить членом комиссии

Членом комиссии или ее председателем заказчик может назначить любого человека, кроме тех, кому это запрещено. Так, членами комиссии по проведению закупок не могут быть лица, которые:

  • привлечены в качестве экспертов для определения поставщика;
  • подали заявки и претендуют на статус поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • состоят в штате организаций, подавших заявки;
  • могут быть подвержены влиянию со стороны участников закупки (в т. ч. акционеры, члены правления, кредиторы организаций – участников закупки);
  • состоят в браке с руководителем участника закупки или являются его близкими родственниками (родителями, детьми, дедушками, бабушками и внуками, полнородными или неполнородными братьями и сестрами);
  • являются усыновителями руководителя участника закупки или усыновлены им;

Если в комиссию все-таки попадут такие лица, заказчик (уполномоченный орган), который принял решение о создании комиссии, обязан их заменить.

Такой порядок установлен в части 6 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Руководитель учреждения хочет непосредственно участвовать в закупочном процессе. Можно ли его назначить председателем комиссии по проведению закупок?

Да, он может быть председателем комиссии.

Такую точку зрения высказало Минэкономразвития России в письме от 12 мая 2014 г. № Д28и-703.

Состав комиссии необходимо формировать так, чтобы всегда обеспечивался кворум на заседаниях. Он сохраняется, если на заседании комиссии присутствует не менее чем 50 процентов общего числа ее членов (ч. 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Что делать, если на момент заседания присутствуют не все члены комиссии по закупкам?

Отсутствующего сотрудника нужно заменить. Для этого руководитель заказчика должен вынести соответствующий приказ. Об этом сказано в части 7 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Как проходят заседания комиссии

Как создать комиссию по проведению закупок

Заседания комиссии проходят по мере необходимости. Членов комиссии нужно своевременно уведомить о месте, дате и времени проведения заседания. Это связано с обязательным требованием – их личное присутствие. Принимать решение заочным голосованием, в форме видеоконференц-связи, а также делегировать свои полномочия другим лицам нельзя. Об этом сказано в части 8 статьи 39 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. № Д28и-1824.

Решения, которые принимает комиссия по результатам своих заседаний, являются обязательными для всех участников закупки. Их может обжаловать любой участник только в порядке, который установлен в законодательстве (ч. 1 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

, , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector