Стильный юрист
Назад

Новый закон о вывозе и утилизации мусора с 1 января 2019 года

Опубликовано: 12.05.2020
Время на чтение: 15 мин
0
1

Почему необходимы изменения в законодательстве?

Если переноса мусорной реформы нет:

  • региональная власть выбирает единого оператора;
  • за площади для сбора отходов отвечает региональные власти;
  • тарифы определяет оператор под контролем госорганов.

Где мусор будет сортироваться, определят региональные власти. В Московской области ввели 2 контейнера – один для пищевых отходов, второй — для бумаги, пластика и стекла.

Договора должны заключить также владельцы частных домов в городах и на селе, в том числе на садовых участках.

Мусорная реформа
Загрязнение природы становится катастрофой в России!

В сельской местности многие никогда и никуда не возили мусор, в том числе из огороднических и садоводческих обществ. В частных домах с печным отоплением отходы сжигают, даже старую мебель, а сейчас придется обязательно заключать договора и оплачивать эту услугу. Перевозчики будут гонять полупустые машины за сотни километров, пока население не привыкнет к новым правилам.

А оплачивать бензин будут люди, которым эта услуга, как им кажется, не нужна. Ведь то, что нельзя сжечь, многие из них привыкли вывозить в лес и лесополосы. Есть надежда, что сельские жители активно будут выносить мусор к мусорным контейнерам, и больше никто не вывалит его в лес. Например, в густых лесах Псковской области часто можно увидеть горы мусора.

Типовая форма договора на оказание услуг по вывозу ТКО представлена в пункте 5 статьи 24.7 закона №89-Ф3. В договоре обязательно должны быть указаны:

  • Название и реквизиты организации, являющейся региональным оператором по вывозу коммунальных отходов, её юридический адрес.
  • Паспортные данные заказчика услуги – фамилия, имя, отчество, место регистрации и адрес проживания.
  • Обязанности организации оператора (сбор, транспортировка, обработка, обезвреживание, утилизация и захоронение отходов), место сбора и объем выполняемых работ. К обязанностям оператора также относится своевременное реагирование на жалобы заказчиков на ненадлежащее выполнение услуг, контроль за сохранностью контейнеров и состоянием контейнерных площадок.
  • Обязанности заказчика: оплата услуги в срок согласно тарифу, установленному местным исполнительным комитетом, складирование мусора строго в предусмотренных для этого местах, ответственность за сохранность контейнеров и т.д.
  • Точное расположение место складирования отходов вместе со схемой, а также указание на тип его хранения (пакеты, урны, контейнеры, бункеры и пр.).
  • Возможность для заказчика и исполнителя раз в полугодие производить поверку, учет и контроль оказываемой услуги.
  • Длительность действия договора. Как правило, договор имеет силу до тех пор, пока в силе соглашение оператора услуги с муниципальными органами власти.
  • Место и время заключения договора.
  • Подписи всех сторон.

Несколько лет потребовалось федеральной власти для того, чтобы модернизировать закон о сборе, транспортировке и утилизации мусора. Вместе с идущим в рост уровнем жизни россиян растёт и количество выбрасываемых отходов. Все полигоны России «трещат по швам», открытие новых свалок требует резервирования новых территорий, которые могли бы быть использованы для других, более перспективных целей.

Согласно законодательству с 1 января уборкой несанкционированных свалок должны заниматься местные власти. Данная мера положительно скажется на федеральном бюджете, чего не скажешь о региональных бюджетах. Однако мера эта справедливая, так как именно попустительство местного управления становится причиной образования незаконных мусоросвалок.

Новый закон обязывает регионы определить оператора, который будет отвечать за вывоз отбросов. Не все региональные власти успели к началу действия изменений найти такого оператора.              Неуспевшим областям дана отсрочка для качественного решения вопроса.

Ещё на этапе разработки законопроекта было введено новое понятие – твёрдые коммунальные отходы или ТКО. Это утиль, образуемый в жилых помещениях, как результат деятельности:

  • юридических лиц;
  • физических лиц;
  • предпринимателей.
Предлагаем ознакомиться  Зачем нужна инвентаризация

Также к ТКО относится всё, что утратило первоначальные свойства и не может быть использовано в дальнейшем. В категорию входят:

  • мусор, образовавшийся в результате осуществления косметического ремонта;
  • предметы мебели;
  • бытовая техника;
  • пищевые отбросы;
  • металл;
  • бумага;
  • пластик и т. п.

Изменённые правила утилизации призваны приучить граждан к раздельному сбору утиля. На контейнерных площадках вскоре будут размещаться баки разных расцветок. Каждый цвет соответствует определённому виду мусора.

Договорённость

В законе за №89-ФЗ, статье 24,7, пункте 5-м предлагается форма договора на предоставление сервиса по обращению с ТКО.

В документе обязательно указываются дата заключения соглашения и место. В нём должно быть чётко прописано наименование оператора и лаконично дана информация о нём, перечислены обязанности компании-оператора, которая будет заниматься утилизационными вопросами.

В договоре должны быть перечислены все необходимые потребителю сведения:

  • где будет складироваться мусор;
  • по каким тарифам работает поставщик услуги;
  • график вывоза отбросов.

Одна из целей постановления о вывозе мусора – полное уничтожение незаконных свалок. Назначенный властью оператор должен выявлять их в городской и сельской местности, и предпринимать меры для ликвидации несанкционированных мусоросвалок размером более 1 м3.

Кто определяет размер тарифов

Законом о мусорной реформе население называет поправки к закону № 89-ФЗ, вступившие в силу 01.01.2019 — Закон № 503-ФЗ.Статьи 435, 436, 437, 438 ГК РФ определяют условия заключения договора по мусорной реформе:

  • ст. 435 – определение понятия «оферта»;
  • ст. 436 – невозможность оферту отозвать;
  • ст. 437 – публичная оферта;
  • ст. 438 – определения акцепта.

Суть этих статей – договор, заключенный с оператором, невозможно будет расторгнуть после первой оплаты без подачи иска в суд. По мнению инициаторов нововведения, прекратится выброс бытовых отходов в неотведенных для этой цели местах. Старые полигоны планируют преобразовать в технологические объекты, не вредящие окружающей среде.

Основные нововведения:

  • управляющие компании больше не выбирают, кто и по какой стоимости забирает мусор;
  • вывоз отходов становится коммунальной услугой;
  • заключать договора и оплачивать вывоз обязаны не только жильцы городских квартиры, но и владельцы нежилых помещений, загородных домов и дач.

Новый закон о вывозе и утилизации мусора с 1 января 2019 года

Реализация мусорной реформы требует 78 млрд рублей. 30% будет финансировать государство в виде субсидий на лизинг и концессий. Это значит, что комплексы должны строить региональные операторы с поддержкой государства, остальные затраты компенсировать за счет выплат населения.

На данный момент практически никто ничего не строит. Бизнесменов настораживает частое изменение законов, которыми то вводятся, то отменяются различные налоги. У государства тоже нет средств, позволяющих создать комплексную систему. На самом деле большинство регионов оказались не готовы к реформе.

Большую часть расходов оплачивает только население, что неизбежно приведет к повышению тарифов. Все это понимают, поэтому большинство против мусорной реформы.

До конца 2018 года владельцы городских квартир платили за вывоз бытовых отходов 70-80 рублей ежемесячно. С первого января среднее значение выросло до 150 рублей на каждого человека, зарегистрированного в квартире, услуга стала вписываться в отдельную строку.

Размер тарифа зависит от региона и оператора. Если в какой-то местности их несколько, каждый устанавливает свой. Тариф будет индексироваться в январе и июле так же, как размер оплаты за электроэнергию, воду и отопление. Но это теория. На практике вывозом бытовых отходов, скорее всего, будут заниматься не только операторы, но и субподрядчики. Каждый захочет получить прибыль, поэтому не согласные с мусорной реформой могут оказаться правы.

Кто определяет размер тарифов
Люди против мусорной реформы, так как не верят, что деньги и правда пойдут на утилизацию и переработку мусора.

Договорённость

Реформа предусматривает 2 варианта тарификации услуг по вывозу, утилизации и переработке ТКО:

  1. По жилой квадратуре. Тариф будет зависеть от того, сколько квадратных метров принадлежит владельцу площадей.
  2. По числу людей, живущих на жилых площадях.

При решении собирать утиль раздельно, оборудуется специальная контейнерная площадка со специализированными баками, дающими возможность вывозить ТКО раздельно. Подсчитано, что данный вид сбора утиля более экономен для людей, так как в этом случае расчёт оплаты за транспортировку будет делаться с учётом общих объёмов вывозимого мусора.

Предлагаем ознакомиться  Закон о заработной плате, его особенности, сроки, формула начисления и возможные удержания

Закон не обошёл стороной людей, проживающих в деревнях и частном секторе. С данной категории оплата взымается только в том случае, если созданы требуемые условия для вывоза отбросов:

  • размещены контейнеры в необходимом количестве;
  • составлен график очистки или замены баков;
  • площадка содержится в должном состоянии.

Закон даёт общие установки, которые должны регулироваться на местном уровне. Так, в Томской области согласно постановлениям правительства для частных домовладений был установлен тариф, который оказался слишком велик для проживающих в сельской местности граждан. Сложившееся положение изменил пересмотр тарифов местными властями.

Суть продвигаемой реформы

Новый  закон направлен на то, чтобы изменить экологическую ситуацию в России. Огромное количество ежедневно, ежегодно образуемых отходов негативно сказывается на состоянии окружающей среды. Происходит загрязнение почвы, воздуха и воды. Это отрицательно влияет на качество потребляемых населением продуктов и, соответственно, на состояние здоровья граждан.

Федеральный закон разрешает товариществам собственников жилья (ТСЖ), управляющим компаниям (УК) и прочим формам управления жилыми домами самостоятельно регулировать размеры оплаты за вывоз мусора. Данная норма закреплена на местном  уровне.

В ч. 4 ст. 154 ЖК РФ сказано о том, что с 2019 года вывоз отходов становится отдельной услугой, действующей наравне с услугами по поставке воды, электричества и т. п.

Оплачивать транспортировку мусора до заводов по переработке мусора или полигонов будут:

  • собственники нежилых построек;
  • владельцы садоводческих участков;
  • жильцы многоквартирных домов;
  • собственники дач;
  • владельцы частных домов.

Согласно новым узаконенным правилам вывоз мусора должны оплачивать владельцы всех форм помещений.

Операторы, взявшие на себя ответственность за перевозку отходов, должны руководствоваться пунктами № 89 ФЗ «Об отходах потребления», датированным 24.06.1998. Порядок действий рассматривается в статье 26.4.

Новые правила вывоза отходов индивидуальных домовладений

Новый закон о вывозе и утилизации мусора с 1 января 2019 года

Новая коммунальная услуга для владельцев частных домов – вывоз мусора

Обязанности по вывозу и утилизации мусора из частного сектора ложатся на плечи региональных операторов. Оператор – их может быть один или несколько в зависимости от потребностей населения – выбирается на конкурсной основе, а его услуги тарифицируются в соответствии с местным законодательством.

Новый закон о вывозе и утилизации мусора с 1 января 2019 года

Согласно федеральной программе обращения с ТБО, региональный оператор должен обеспечивать:

  • сбор,
  • транспортировку,
  • обработку,
  • сортировку,
  • утилизацию,
  • обезвреживание,
  • захоронение твердых бытовых отходов.

Этот пункт стал настоящим камнем преткновения между владельцами частных домов и жилищно-коммунальными службами, так как многие собственники отказывались платить, предпочитая сортировать и утилизировать ТКО с собственных участков самостоятельно. Однако закон в данном вопросе на стороне ЖКХ, и при неуплате за услугу вывоза ТКО сумма может быть взыскана в судебном порядке.

Правила предусматривают для собственников право выбора схемы вывоза и утилизации ТКО из частного сектора.

Традиционная схема – все отходы относятся собственником к близлежащей площадке сбора мусора и складируются в предусмотренные для этого контейнеры. Данная схема имеет ряд минусов, в числе которых невозможность отслеживать, кто именно заполняет мусорные баки, а также возможность для нерадивых собственников сваливать на контейнерные площадки строительный мусор, не имеющий отношения к ТКО.

Индивидуальная схема – каждый собственник жилья самостоятельно выставляет возле дома пакеты или бачки с мусором, которые впоследствии забирает специальная машина. Такая схема используется в том случае, если нет места для оборудования специальной площадки или её создание нецелесообразно. Также оставление мусора в пакетах и коробках может привлекать диких животных и птиц.

Кому оплачивать?

Посредником между жильцами и региональным оператором является управляющая компания, потому плата на услугу по вывозу мусора перечисляется на её счёт. Затем УК отправляет сумму оператору.

Новый закон о вывозе и утилизации мусора с 1 января 2019 года

Если граждане не заключили договор с УК либо по каким-либо причинам расторгли ранее заключённый договор, деньги перечисляются напрямую на счёт регионального оператора. Владельцы садовых  дачных участков платят за вывоз отходов со своих территорий.

Предлагаем ознакомиться  Муж в декрете новый закон

Если на дачном участке прописаны люди, тарифы рассчитываются в соответствии с выбранными нормами. Если на даче никто не прописан, оплата рассчитывается в соответствии с общим объёмом вывозимого утиля.

Что изменилось для граждан России?

После вступления в силу нового закона россияне ощутили и ещё ощутят много изменений:

  1. В регионах объявляются тендеры на определение оператора, который будет заниматься вывозом и утилизацией отходов.
  2. Оплата вывоза утиля больше не является жилищным расходом. Вопрос больше не находится в ведении управляющих компаний. С изменением закона тарификацию регулируют региональные власти. Отказываться от платежа нельзя. В квитанции он выделен отдельной строкой.
  3. Как физические, так и юрлица, обязаны заключить договор с выбранным тендером оператором. Это требование актуально как для граждан, живущих в частных домах, так и для лиц, проживающих в многоквартирных постройках, а также организаций.
  4. Соглашение с региональными операторами должны подписывать и садоводческие объединения. Для них тариф рассчитывается, исходя из количества граждан, зарегистрированных в объединении.
  5. На размер ежемесячной оплаты влияют различные коэффициенты, которые применяют к разным типам жилых площадей. Предусмотрена также категория льготников. Чтобы подтвердить наличие льготы, нужно обратиться в местный орган социальной защиты.
  6. При разработке ежемесячного тарифа в расчёт может браться количество жильцов.
  7. Отказ от подписания контракта с оператором не освобождает отказавшегося от обязанности своевременно вносить плату за вывоз мусора и его переработку.

По закону, устанавливаемые тарифы должны быть приемлемы для всех сторон участников договора.

Мера ответственности за нарушения

Законом установлены правила по обращению с ТКО. Несоблюдение этих правил влечёт за собой такую ответственность:

  • скапливание мусора, препятствующее соблюдению санитарно-гигиенических норм, — штраф от 2 000.00 до 3 000.00 рублей;
  • сжигание утиля не в специальных ёмкостях – штраф от 1 500.00 до 2 500.00 рублей;
  • нарушение правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами – от 1 000.00 до 2 000.00 рублей.

Граждане должны перестать сжигать мусор на своих участках. Это является не только нарушением законов, постановлений и приказов местного и федерального уровня, но фактором, причиняющим вред окружающей среде.

Можно ли не платить за вывоз мусора, кому и какие льготы предусмотрены

После ввода мусорной реформы о том, как не платить, думают не только малообеспеченные семьи. На самом деле уклониться от оплаты нельзя, так как вывоз отходов является коммунальной услугой, за просрочки предусмотрено начисление пени.

Малоимущие граждане могут получить субсидии так же, как на другие виды коммунальных услуг, если сумма квитанции ЖКХ больше, чем 22% от дохода.

Льготы по мусорной реформе предусмотрены для:

  • многодетных семей;
  • инвалидов всех групп;
  • ветеранов;
  • людей с ограниченными возможностями.

Отдельные регионы федеральный список пополняют. Подробности можно узнать в органах социальной защиты.

Почему проходят митинги против реформы, суть петиций участников

Протестуют против нововведения 25 регионов страны, в том числе Москва. Много шума наделали митинги против мусорной реформы в Нижнем Тагиле 3 и 23 февраля. Основная причина раздражения населения — экономическая. Большинство недовольно увеличением расценок за вывоз мусора в городах и запрет самостоятельно распоряжаться отходами на селе. Жители некоторых регионов выступают так же против строительства новых полигонов.

В петициях против мусорной реформы митингующие требуют:

  • признать нововведение несостоятельным;
  • изучить тарифы и порядок вывоза и утилизации;
  • запретить расширение полигонов и провести их проверку.
Почему проходят митинги против реформы, суть петиций участников
Фото митинга от КПРФ против мусорной реформы

В Нижнем Тагиле основной причиной недовольства стали ошибки в квитанциях, которые оператор объяснил сбоем программного обеспечения. Расценки критиковало не только население, но и полпред Президента Н. Цуканов. После митингов начался сбор подписей за снижение тарифов.

Последние новости о мусорной реформе не радуют. На законодательном уровне все кажется прогрессивно и правильно, но мусор по-прежнему никто не перерабатывает, он просто складируется. Желающих работать в этой сфере мало, недостаточно заводов и полигонов. У предпринимателей нет уверенности в наличии перспективы, у населения – мотивации что-то менять. Операторы считают тарифы низкими. Население – высокими.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector